?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Mar. 12th, 2013

 В известной истории из Гиттин 56а рассказывается про Нерона:


Донесли <на евреев> Нерону кесарю. Когда он пришел, послал стрелу на восток - упала в Иерусалиме. Послал на запад - упала в Иерусалиме. На все четыре ветра - упала в Иерусалиме. Попросил ребенка: "Прочитай мне стих <,который ты учишь>!" Прочитал тот (Ехез. 25:14): "И совершу мщение Мое над Эдомом рукою народа Моего, Израиля" Сказал <Нерон>: Всевышний хочет разрушить свой дом, и хочет очистить свои руки с помощью того человека <т.е. с моей помощью>. Убежал он, пошел и сделал гиюр. Из него вышел рабби Меир.

Эта история - еврейский вклад в популярное представление, что Нерон не умер, а убежал на Восток. Нет никаких свидетельств, что Нерон бывал в Иудее. Отметим, что р. Меир - то ли гер, то ли потомок геров из знатных римлян. Но как его звали?

В Эрувин 13b говорится, что Меир - не имя, а прозвище, буквально - освещающий.

Не Меир его зовут, а Неhорай <тоже "освещающий", только не на иврите, а по-арамейски>. А почему его назвали Меир - потому что он освещал глаза мудрецов hалахой. И не Неhорай его зовут, а р. Нехемия, а другие говорят - р. Элазар бен Арах. А почему его назвали Неhорай - потому что он освещал глаза мудрецов hалахой.

р. Элазар бен Арах - младший ученик р. Йоханана бен Заккаи - жил лет на 50 раньше р. Меира. Из многих интересных историй про него отметим здесь только историю из Хагига 14b, где р. Йоханана б. Заккаи, восхищаясь учеником, говорит:

Благословен Бог Израиля, что дал такого сына Аврааму <..> Счастлив Авраам отец наш, что Элазар бен Арах вышел из его чресл.

Двукратное (и уникальное) упоминание Авраама - не намек  ли на то, что р. Элазар б. Арах - гер?

Но обратим внимание на другое. Редкий случай в Талмуде - мы знаем, как зовут жену р. Меира. И вообще, много знаем о ее мудрости; она - почти единственная женщина, высказывания которой Талмуд приводит. По распространенному мнению, Брурия - это искаженное латинское Валерия. Но Валерия - это не личное, а родовое женское имя. Его носит женщина, муж или отец которой - римлянин из многочисленного рода Валериев. Так, в другие времена, христианская великомученица Валерия Галерия - дочь Гая Аврелия Валерия Диоклетиана и жена его соправителя, Гая Галерия Валерия Максимиана.

Отец Брурии нам известен, это р. Ханания (Ханина) б. Терадион, о его римском происхождении ничего не известно. Ergo...  Нерон в такой ситуации пропадает, но родовитый римлянин вполне получается.

О римском происхождении р. Меира говорит и легкость, с которой ему в случае необходимости удается изображать из себя римлянина. В Авода Зара 18а-b рассказывается история о том, как после казни р. Ханины б. Терадиона и его жены, их дочь, сестру Брурии, продали в публичный дом.  В христианской агиографии есть несколько похожих историй, относящихся к периоду гонений времен Диоклетиана. Талмудическая несколько отличается от них: никого не убили, все спаслись. Приведу эту историю целиком:

Брурия, жена р. Меира, была дочерью р. Ханины б. Терадиона. Сказала она ему: " Позор для меня, что моя сестра сидит в публичном доме." Взял он таркав динаров и пошел. <таркав = мера объема, два кава, соответствует объему двух дюжин яиц>. Сказал он: "Если не согрешила она, сделается чудо. А если согрешила  - не сделается". Пошел он, переоделся во всадника <непонятно, было ли дело в Риме или в Израиле>. Сказал он ей: "Послушай меня…". Сказала она: "Я даштана" <даштана - персидское слово, обозначающее нечистоту при месячных. История написана по-арамейски, и находится в Вавилонском Талмуде, и слово - из сасанидских реалий>. Сказал он: "Я подожду…".  Сказала она: "Есть тут много других, красивее меня". Понял он, что она всем так говорила.

Пошел он к сторожу, попросил отпустить ее. Сказал тот: "Я боюсь властей". Сказал он: "Вот туркав динаров, половину отдашь им, а половину возьмешь себе, ". Сказал он: "А если не хватит, что я сделаю?" - "Скажешь: "Бог Меира, ответь мне!", и спасешься. Сказал он: "Кто сказал, что это правда?" Сказал <р. Меир>: "Сейчас увидишь". Там были собаки, которые едят людей. Запустил он в них комком грязи. Они бросились на него и хотели растерзать. Сказал он: "Бог Меира, ответь мне!" <и они его оставили>. Дал он сторожу денег, и тот отпустил ее.

Через некоторое время дело дошло до властей. Вывели сторожа, чтобы подвесить на столбе. Сказал он: "Бог Меира, ответь мне!", и столб сломался. Спросили его: "Что это?" Он рассказал им всю историю. Высекли портрет р. Меира, повесили его в воротах Рима. Объявили: "Всякий, кто увидит этого человека, пусть выдаст его!".

Однажды увидели его и стали следить. Одни говорят, что он зашел в публичный дом. Другие - что он увидел, как готовят идоложертвенное, опустил туда один палец, а облизнул другой. Третьи - что пророк Элияhу встретил его в виде проститутки, бросившейся к нему на шею. Сказали преследователи: "Если бы это был р. Меир, он бы так не поступил". Так он ушел и бежал в Вавилон.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
nechaman
Mar. 12th, 2013 09:53 am (UTC)
Политкоректно выпустил последнюю фразу...
idelsong
Mar. 12th, 2013 09:55 am (UTC)
Ага. Это Раши рассказывает, а откуда взял - непонятно.
nechaman
Mar. 12th, 2013 02:04 pm (UTC)
Раши разъясняет какое маасе. А в гемаре есть ве-ика де амрей...
idelsong
Mar. 12th, 2013 02:43 pm (UTC)
Читал статью, где предполагалось, что у р. Ханины бен Терадиона была всего одна дочь, она же Брурия, она же жена р. Меира. И ее-то и отправили в публичный дом, ее-то там и испытывал - тогда уж не р. Меир, а ученик. Испытал, вызволил, но р. Меир предпочел бежать в Вавилон.

А гемара, дескать, превратила одну дочь в двух.

Мне эта история не понравилась, я предпочел ее опустить.
nechaman
Mar. 12th, 2013 03:11 pm (UTC)
Мне она тоже не нравится. :(
Хотя понимать ее можно по-разному, но за раби Меира обидно...
nomen_nescio
Mar. 12th, 2013 10:17 am (UTC)
Непонятно: если Брурия - жена римлянина из рода Валериев, почему уже будучи женой еврейского мудреца, она продолжает называться римским номеном, а не своим личным именем - неважно, римским или еврейским? А если она вышла за него замуж, когда он уже был еврейским мудрецом - и это в эпоху гонений - невероятно, чтобы он дал ей свой номен, если сам он уже его не носил.
idelsong
Mar. 12th, 2013 10:21 am (UTC)
У римских женщин не очень-то были личные имена. Почему р. Меир перестал называться своим номеном? Может быть, не перестал, но Талмуд не счел нужным сообщить.
nomen_nescio
Mar. 12th, 2013 10:24 am (UTC)
Не может быть. Если еврейская жена этого человека с гордостью называется его номеном, значит, этот номен всем известен, он его не скрывал. Талмуд ухватился бы за такую возможность: смотрите, не просто какой-то безымянный квестор, а патриций, один из גדולי רומי перешёл к нам!
idelsong
Mar. 12th, 2013 10:31 am (UTC)
Талмуд еще и покруче говорит, что это то ли Нерон, то ли его потомок.
nomen_nescio
Mar. 12th, 2013 10:23 am (UTC)
Некоторые Валерии давным-давно пошли в клиенты к другим родам и считались уже не патрицианским, а плебейским семейством. Поэтому имя Валерия могло быть дано просто в честь какой-нибудь доброй римлянки, и его употребление могло и не вызывать ассоциаций с патрициями.
zushe
Mar. 12th, 2013 01:13 pm (UTC)
В этой талмудической истории бросаются в глаза две детали: (1) римский император называется, в рассказе об измене Бар Камцы, просто מלכא а вовсе не קיסר. Зато Веспасиан, осаждавший Иерусалим будучи военачальником но не императором (весть о том что войска прокричали его имя на царство он полуает в ходе разговора с Р. Йохананом Бен Закаем), с самого начала называется קיסר.
Поэтому отождествление נרון קיסר который пришел во главе карательного отряда в Эрец Исраэль с императором Нероном, на мой взгляд, неочевидно.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

idelsong
hirsh_ben_arie

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner