Сейчас будет вот какая цепочка: Порфирий (ум. 304/306 г) в трактате "О воздержании от одушевленных" приводит цитату из трактата Теофраста "О благочестии" (300-305 г до н. э.), где тот рассказывает о ритуалах иудеев.
Правда, говорит Теофраст, среди сирийцев иудеи еще и по сей день приносят в жертву животных изначальным способом; но если бы один из них приказал нам совершать жертвоприношение так же, мы бы от этого отказались. Ибо они не поедают жертвенное, всецело предавая его огню; это происходит ночами, и они поливают жертву вином и медом, стремясь поскорее закончить жертвоприношение, чтобы Всевидящий не был зрителем этого ужаса. 3. Они постятся в дни между жертвоприношениями, постятся все это время и, поскольку речь идет о роде философов, беседуют друг с другом о божественном, ночами же они предаются созерцанию звезд и, наблюдая их, призывают Бога посредством молитв. Они первыми стали приносить жертвы, взятые из среды животных или их самих; совершают это они не по желанию, но по необходимости.
Практически ничего из того, что Теофраст говорит о еврейском ритуале, не соответствует действительности.
- У евреев нет человеческих жертвоприношений.
- Евреи не приносят жертвы по ночам и никогда не возливают и не воскуряют мед.
- Евреи не постятся в дни между жертвоприношениями, да и самих таких дней нет: жертвоприношения приносятся ежедневно.
Из текста Теофраста можно понять, что у греков вообще не бывает жертв всесожжения. Это не так, они бывают, но редко, в исключительных случаях. Они называются словом холокост (ὁλόκαυστος).
Вот, например, Ксенофонт описывает, как он приносил в такую жертву поросенка:
Эвклид сказал тогда: "Тебе препятствует Зевс Мейлихий", и затем он спросил: "Приносил ли ты ему такие жертвы, какие я совершал у вас дома, т.е. жертвоприношения с всесожжением жертвы?". Ксенофонт ответил, что не приносил жертв этому богу с тех пор, как выехал из дому. Эвклид посоветовал принести жертву согласно принятому ритуалу и уверял, что это принесет большую пользу. (5) На следующий день Ксенофонт отправился в Офриний, принес в жертву и целиком сжег поросят, согласно отечественному обычаю, и получил хорошее предзнаменование.
В любом случае, жертвы всесожжения у греков - крайняя редкость. Не очень понятно, когда их приносят. Одно время считали, что из приносят хтоническим божествам или умершим героям, но, видимо, этим дело не ограничивается. Говорят, что по крайней мере в некоторых случаях, их приносят по ночам, и в таких случаях возливают не вино, а меликратон, т. е. медовуху.
Если это верно, получается, что Теофраст узнал о том, что евреи приносят ежедневную жертву всесожжения, и распространил на нее то, что он знал про греческие всесожжения. Обратим внимание, что Теофраст, так же, как Клеарх, называет евреев "сирийскими философами". Приписывает им ночные бдения, наблюдения за звездами, и ночные молитвы.
Похоже, что текст Теофраста - самый древний греческий текст о евреях. Описанная Клеархом встреча Аристотеля состоялась раньше, но текст Клеарха написан немного позже. Некоторые, правда, считают, что самый древний текст о евреях (также сохранившийся лишь во фрагментах) принадлежит Гекатею из Абдеры, и что, возможно, и Теофраст позаимствовал свои сведения из несохранившегося фрагмента Гекатея.