В декабре 2019 г. Китай объявил, что новый вирус пришел с рынка морепродуктов в Хуанане. Но после этого появилось несколько статей, явно демонстрирующих, что это не так, пока директор китайского CDC не заявил публично в конце мая 2020 г., что, судя по всему, вирус существовал задолго до декабря 2019 г., и что рынок в Хуанане - не его источник. Статья, вышедшая в Lancet в феврале 2020 г., упоминает нескольких доказанных больных, оказавшихся в больнице 1 декабря 2019 г. и никак не связанных с рынком.
Появились сообщения о некоторых случаях в ноябре, и даже одно сообщение о случае 29 сентября. Но практически одновременно с этими сообщениями китайские власти наложили запрет на любые неодобренные публикации о коронавирусе, и вскоре после этого профессор, сообщивший о ноябрьских и сентябрьских случаях, сообщил, что тщательные проверки опровергли более раннее появление вируса. Совместное сообщение WHO и китайских властей, опубликованное в марте 2021 г., снова говорит о первых случаях 8 декабря и о происхождении с рынка морепродуктов.
Некий биолог J.D.Bloom интересовался опубликованными последовательностями вируса на ранних стадиях инфекции: его интересовало, как вирус эволюционировал на ранних стадиях. Вот здесь его статья, а здесь - заметка на эту тему из Nature.
Так вот, в процессе поисков публикаций о ранних последовательностях он наткнулся на статью ученых из Уханя, посвященную приложению определенного метода секвенироивания к коронавирусу. Метод называется "Nanopore target sequencing ", и опубликована она была в химическом журнале, посвященном наноструктурам, и потому осталась не замеченной биологами. Препринт опубликован в марте 2020 г.
Статья содержит ссылку на >200 разных последовательностей, которые авторы, как это принято, разместили в открытом архиве данных SRA, принадлежащем NCBI. Статья дает ссылку на ID номера последовательностей. Но когда автор попытался зайти по этим номерам, ему сообщили, что все эти последовательности стерты из базы данных. NCBI ответила, что последовательности стерты по просьбе авторов статьи, под предлогом, что они хотят из заменить на более updated.

Ну хорошо, подумал автор. SRA хранит свою базу данных в облаке, а стереть все из облака совсем не так просто. Поищем-ка в архивах, где могут храниться копии старых записей. Поискал, и действительно нашел некоторое количество стертых записей достаточно полных, чтобы можно было их идентифицировать с теми, которые упомянуты в статье.
То, что он там увидел, нельзя назвать неожиданым. Он увидел, что не похоже, чтобы ранние последовательности происходили с рынка морепродуктов: некоторые из них эволюционно ближе к летучим мышам, чем те, которые пришли с рынка морепродуктов. И главное, они прошли довольно значительную эволюцию к моменту появления на рынке.
Таким образом, понятно, что Китай, используя всю свою тоталитарную силу, старается что-то скрыть.
В последнее время в серьезных журналах стали появляться статьи, что, похоже, вирус сбежал из лаборатории. Некоторое время назад они отвергали такие статьи, причем не на уровне рецензентов, а отказывались принимать их на рассмотрение, иногда говоря, что это не их профиль, а иногда издатели прямо говорили, что боятся. Используя советские аналоги, отказываться принимать на рассмотрение - это все равно, что не заваливать еврейского абитуриента на экзаменах, а не принимать у него документы.
Про лабораторное происхождение пусть разбираются специалисты, но мне кажется, что главное, что китайцы пытаются скрыть - это то, что эпидемия началась гораздо раньше декабря 2019 г., и что в течение драгоценных первых месяцев никаких мер не принимали.
В этом смысле, как мне кажется, ситуация очень похожа на Чернобыль. Аварии могут произойти - shit happens, но поведение тоталитарной страны после того, как shit happened - это не баг системы, а фича.
Мы все понимаем, как такие вещи делаются. В 1970 гг мой отец много занимался неожиданной эпидемией малярии в Азербайджане. С малярией советская медицина бороться умела, но механизм был простой: районное медицинское начальство скрывало, сколько могло, ситуацию от республиканского, а потом республиканское - от всесоюзного. Ну, а когда дошло до Москвы, эпидемия была уже в разгаре.
Разумеется, такое могло бы быть и в Цаhале, и в любой фирме, в особенности большой. Но в нормальной системе есть внешние по отношению к ней механизмы обратных связей, а в тоталитарном обществе их по определению нет.
И, кстати, я так легко написал, что shit happens. Но тоталитарная система больше склонна и к нарушениям техники безопасности: скажут ответственному, что если не подпишет на объекте государственной важности, положит на стол партбилет - и подпишет, как миленький.
К сожалению, нынешний западный мир тоже уже не похож на тот, который был хотя бы 20 лет назад. И то, что WHO помогает Китаю - еще одно этому свидетельство. Вот посмотрим, кстати, потерпит ли Цукерберг мой пост.
Да, вот здесь еще открытое письмо группы ученых в Science "Investigate the origins of COVID-19".
Comments
Разве что на ваш пост придёт жалоба. Т.е. если привлечёт внимание китайских борцов с "клеветническими измышлениями".
Я там был. Естественно, ДО 2019 года.
На меня этот гастрономический ад произвел неизгладимое впечатление. Это такая длинная улица, полностью заставленная столами и жаровнями, на которых посетителям прямо вот здесь разделывают и жарят разными способами неведомых зверушек. Насчет некоторых я затруднялся сказать, к какому классу эта тварь до кончины относилась - ползала, летала или плавала. Впрочем, некоторые создания отдавали концы уже во время приготовления - на сковородке или в чане с маслом.
Кроме тварей там продавали лепешки с вкрапленриями кусков тварей, а также яйца, по слухам томившиеся до того в грунте несколько месяцев.
Над всей улицей стоял страшный смрад.
Я, когда туда шел, думал там перекусить, но не решился.
А китайцы в белых рубашках и отутюженных штанах всё это поедали прямо на месте.
Так что удивляться стоит не тому, что оттуда вылезло что-то адское, а тому, что это произошло только сейчас.
Нет, таких рынков, как этот не десятки. Это достопримечательность Ухани. Он там такой огромный один - в самом центре города.
Вполне возможно, что оттуда появилось много других болячек. Но именно корона, похоже, появилась не там, а пришла туда уже с человеческим носителем.
А кроме того, я читал что ни таких летучих мышей (которые водятся за тысячу с лишним километров от Ухани), ни панголинов (которые вообще из Тайланда), на этом рынке не продавали (уж точно в последние годы).
Вероятно место, где они (или их ткани и вирусы) могли бы встретиться - это в лаборатории в институте вирусологии.
В Тайланде я гораздо больше странной еды видел, чем в Китае. Там насекомых жареных на каждом углу продают, личинок всяких и каких-то червяков. В Китае, там где я был, насекомых не видел. Хотя Китай большой, может где-то и едят.
"Черные яйца" - это китайский деликатес. Почему-то в России их назыавют "тухлыми", но они не тухлые, они маринованные. Их обмазывают специями и щёлочными минераллами, укладывают в контейнер и обмазыают его глиной. Вполне съедобно, пробовал.
уханьской лаборатории в октябре 2019-го вроде бы до сих пор не дезавуированы. Или я
что-то упустил.
Но картинки интересные.