hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

О кошках

Берешит Раба 60:3 обсуждает, среди прочего, опрометчивую клятву Ифтаха (Шофтим 11:31):

 

И будет: вышедший, что выйдет из дверей моего дома навстречу мне при моем возвращении с миром от сынов Амона, то будет Господу, и вознесу я то во всесожжение.

 

Мидраш говорит: «А если бы вышел осел, или собака, или кошка, <которых нельзя принести в жертву>?»

 

Автору Мидраша ясно, что кошка – распространенное домашнее животное. Однако же, перенесение этого представления во времена Ифтаха – анахронизм. Во всем ТаНаХе слово «кот, кошка» не упоминается ни разу. При том, что собака упоминается больше тридцати раз.

 

 

Кошка приручена позже, чем собака. Самая древняя археологическая находка кошки рядом с человеческим захоронением – на Кипре. По радиоуглеродным оценкам ей 9500 лет. Притом Кипр – остров, и диких кошек на нем нет. Значит, завезли. Это, впрочем, не обязательно говорит об одомашнивании. Лис, например, тоже завезли на Кипр примерно тогда же.

 

Но в исторические времена домашние кошки известны только в Египте. Не только ТаНаХ – Гомер тоже их не упоминает.

 

Геродот знает о кошках, но только по отношению к Египту. Он пишет:

66. Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы еще гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детенышей. Во время пожара с кошками творится что-то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове.

67. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.

Бубастис, возможно упоминается у Ихезкиэля 30:17 как Пи-Бэсэт. В конце 19 века английские археологи вывезли в Англию 180,000 кошачьих мумий (19 тонн). Что с этим делать, они не знали, и в конце концов использовали в качестве удобрения.

 

Диодор Сицилийский в ~50 году до н.э. был в Египте свидетелем того, как римский солдат нечаянно убил кошку. Все старания царя Птолемея отмазать иностранца успехом не увенчались – он был убит толпой.

 

Кошки постепенно распространились по Римской империи в течение 1-го века нашей эры. В Помпеях много изображений кошек, но возможно, это идиллические картинки из египетской жизни – таких там тоже много.

 

Дикие коты всегда жили в Европе. Но недавнее исследование показывает, что домашние коты во всем мире происходят с Ближнего Востока (скорее всего, из Египта) и имеют мало родства с местными дикими котами.

 

 


На карте (
ссылка) показано распределение разных подвидов диких котов, а в кружках – относительный вклад разных подвидов в популяции домашних котов в разных странах.

 

Латинское название для дикого кота – Felis или Feles. Но, с распространением домашних котов, в латинский язык пришло новое слово – сattus. Аналогично, в греческом языке было название для дикого кота – ailouros, также дополнившееся словом kattos для домашнего кота. Считается, что слово сattus происходит от египетского слова čaus, означающего, вроде, дикого кота (домашний кот у египтян назывался miew).

 

В арамейском языке для дикого кота есть слово шунра (по-арабски sinnawr). А домашний кот по-арабски называется qitta.

 

В латыни египетское слово сattus смешалось с прилагательным catusхитрый, или его уменьшительно-ласкательной формы catulus (детеныш, молодое животное) (http://www.jstor.org/stable/3558538).

 

Ивритское название домашнего кота – хатуль – появилось ниоткуда в конце 1-го века. Самое древнее упоминание кота – барайта (hорайот 13а):

 

Спросили ученики Р. Элазара бен Цадока: Почему собака признает <или узнает> своего хозяина, а кошка – не признает? <на иврите тот же термин означает «не признает Творца>. Ответил он: тот, кто ест то, что ели мыши, забывает <Тору>, тем более тот, кто питается мышами.

 

Р. Элазар бен Цадок – сын Р. Цадока, спасенного при взятии Иерусалима благодаря заступничеству Р. Иоханана бен Заккаи (Эйха Раба 1:31). Ученики у него были, стало быть, во времена Р. Гамлиэля. То есть примерно к 80-100 гг. кошки стали в Израиле более или менее распространенным зверем.

 

А в Вавилоне дело обстояло вот как (Баба Кама 80b). Однажды Рав, Шмуэль и Р. Аси собрались на торжество по поводу то ли обрезания младенца, то ли выкупа первенца. Пока они вежливо оказывали друг другу уважение и пропускали друг друга вперед, пришла кошка и оторвала младенцу руку. И Рав постановил: Запрещено разводить котов, и можно их убивать, и если отбираешь кота у хозяина – это не воровство, и если его найдешь – не надо возвращать пропажу.

 

Как же так, спрашивает Гемара. Ведь говорил Р. Шимон б. Элазар: Разводят <каких-то непонятных> собак, и котов, и обезьян, и <еще каких-то непонятных> крыс-белок, так как они избавляют дом от мышей.

 

Ответ: можно разводить <безопасных> черных котов, а запрещено – <опасных> белых (а также их помесей, даже если они черного цвета).

 

Может быть, карта может прояснить ситуацию. В Израиле дикие коты – того же подвида, что и домашние. А в Вавилоне – так называемая индийская степная кошка (Felis silvestris ornata), значительно более агрессивная.

Индийская степная кошка

Tags: ТаНаХ, история, чуть-чуть биологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Словарь Клайна пишет, что слово лави = лев имеет аналоги в других семитских языках: угаритском, аккадском, арабском... А греческое…

  • (no subject)

    На этот Шаббат у нас ожидались все дети, но в пятницу они получили цав 8 и разъехались по базам, за исключением того, кто и так в милуим - он как раз…

  • (no subject)

    Какой народ создал организацию своего освобождения от оккупантов раньше, чем был оккупирован?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Словарь Клайна пишет, что слово лави = лев имеет аналоги в других семитских языках: угаритском, аккадском, арабском... А греческое…

  • (no subject)

    На этот Шаббат у нас ожидались все дети, но в пятницу они получили цав 8 и разъехались по базам, за исключением того, кто и так в милуим - он как раз…

  • (no subject)

    Какой народ создал организацию своего освобождения от оккупантов раньше, чем был оккупирован?