hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Тот талмуд, говорит, написал раввин Иовоз бен Леви

В повести Лескова «Очарованный Странник» главный герой, среди прочих перипетий своей жизни, 10 лет провел в неволе у татар <казахов> в Рынь-песках (Нарынских песках между Волгой и Уралом).

— А эти миссионеры даже и туда, в Рынь-пески, заходят?

— Как же-с, они ходят, но только все без пользы без всякой.

— Отчего же?

— Обращаться не знают как. Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают. Это попервоначалу никак не годится, потому что азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет.

— А главное, надо полагать, идучи к азиатам, денег и драгоценностей не надо при себе иметь.

— Не надо-с, а впрочем, все равно они не поверят, что кто-нибудь пришел да ничего при себе не принес; подумают, что где-нибудь в степи закопал, и пытать станут, и запытают.

— Вот разбойники!

— Да-с; так было при мне с одним жидовином: старый жидовин невесть откуда пришел и тоже о вере говорил. Человек хороший, и, видно, к вере своей усердный, и весь в таких лохмотках, что вся плоть его видна, а стал говорить про веру, так даже, кажется, никогда бы его не перестал слушать. Я с ним попервоначалу было спорить зачал, что какая же, мол, ваша вера, когда у вас святых нет, но он говорит: есть, и начал по талмуду читать, какие у них бывают святые... очень занятно, а тот талмуд, говорит, написал раввин Иовоз бен Леви, который был такой ученый, что грешные люди на него смотреть не могли; как взглянули, сейчас все умирали, через что бог позвал его перед самого себя и говорит: «Эй ты, ученый раввин, Иовоз бен Леви! то хорошо, что ты такой ученый, но только то нехорошо, что чрез тебя все мои жидки могут умирать. Не на то, говорит, я их с Моисеем через степь перегнал и через море переправил. Пошел-ну ты за это вон из своего отечества и живи там, где бы тебя никто не мог видеть». А раввин Леви как пошел, то ударился до самого до того места, где был рай, и зарыл себя там в песок по самую шею, и пребывал в песке тринадцать лет, а хотя же и был засыпан по шею, но всякую субботу приготовлял себе агнца, который был печен огнем, с небеса нисходящим. И если комар или муха ему садилась на нос, чтобы пить его кровь, то они тоже сейчас были пожираемы небесным огнем... Азиятам это очень понравилось про ученого раввина, и они долго сего жидовина слушали, а потом приступили к нему и стали его допрашивать: где он, идучи к ним, свои деньги закопал? Жидовин, батюшки, как клялся, что денег у него нет, что его бог без всего послал, с одной мудростью, ну, однако, они ему не поверили, а сгребли уголья, где костер горел, разостлали на горячую золу коневью шкуру, положили на нее и стали потряхивать. Говори им да говори: где деньги? А как видят, что он весь почернел и голосу не подает:

«Стой, — говорят, — давай мы его по горло в песок закопаем: может быть, ему от этого проходит».

И закопали, но, однако, жидовин так закопанный и помер, и голова его долго потом из песку чернелась, но дети ее стали пужаться, так срубили ее и в сухой колодец кинули.

— Вот тебе и проповедуй им!

— Да-с, очень трудно, но а деньги у этого жидовина все-таки ведь были.

— Были??

— Были-с; его потом волки тревожить стали и шакалки и всего по кусочкам из песку повытаскали и, наконец, добрались и до обуви. Тут сапожонки растормошили, а из подметки семь монет выкатились. Нашли их потом.


В истории, которая здесь рассказываются про Иовоза бен Леви – можно узнать элементы известной истории про Р. Шимона б. Иохаи (см. Шабат 33
b), как они с сыном скрывались в пещере 13 лет от преследований, и, чтобы не истлевала одежда, раздевались, зарывались по шею в песок и целый день учились. А когда, по прошествии 13 лет, они вышли из пещеры и увидели людей, которые пашут и сеют, сказал <Р. Шимон бен Иохаи>:

- Они забывают о вечной жизни и занимаются сиюминутными делами!

)מניחין חיי עולם ועוסקין בחיי שעה(

И всякое место, куда он бросал взгляд – немедленно сгорало.

Раздался Бат коль:

- Вы пришли уничтожить мой мир?! Возвращайтесь в пещеру!


Таким образом, довольно много деталей совпадают. А вот про агнца и про мух я что-то не нашел, подскажите, кто знает. И что такое Иовоз бен Леви, который написал Талмуд – не очень понятно.


То есть, что же это такое? Еврейский проповедник-каббалист (если у него Р.Шимон б. Иохаи написал Талмуд), который приходит в Рынь-пески проповедовать казахам?!


Русские литературоведы про жидовина никак не комментируют. А про весь эпизод с пленением у киргизов <казахов> говорят, что это чистая литературщина, и что сюжет "Киргизский пленник" встречается много раз в литературе 1820-1830-х годов – поэма Н. Муравьева "Киргизсний пленник", киргизские главы в «
Иване Выжигине» Булгарина. И что вообще вся повесть написана с былинными аллюзиями – тут и жидовин на месте (см «Бой Ильи Муромца с Жидовином»). В пользу литературщины, возможно, и имя: Бузи бен Леви встречается в пародии Эдгара По “
The tale of Jerusalem” (в русском переводе «На стенах иерусалимских»)


Но может, все-таки, не литературщина, а пересказ чьей-то реальной истории?


Во-первых, нет никаких оснований считать, что жидовин пришел из России и что он – ашкенази. Проповедует он, несомненно, по-тюркски. Каббалист. Проповедует казахам.


Может – саббатианец какой забрел из Турции, дедушка будущих пантюркистов?

Tags: еврейская история, литература, русская ласка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments