Некоторое время назад tandem_bike инициировала горячую дискуссию о сравнении лучшего московского и лучшего американского образования. Я там кое-что говорил, но некоторые комментаторы довольно быстро перевели ее на жыдов преступления израильской военщины, и я прекратил.
Между тем, мне есть что сказать отдельным длинным постом.
Маханаимская община, к которой я принадлежу, в значительной степени состоит из московских и ленинградских матшкольников выпуска середины 1970-х годов, то есть тех самых школ, которыми заслуженно гордятся поборники московского образования. В конце 80-х-начале 90-х годов нам удалось поселиться вместе, организовать свою синагогу и живую общинную жизнь. Мы видим, как к общине стараются присоединиться все новые и новые люди – значит, она имеет некоторую привлекательность.
Казалось бы, идеальная среда, чтобы воспитывать интеллигентных детей по самым высшим стандартам.
Однако же, если посмотреть в целом по общине, то дети менее интеллигентны, чем их родители. Причин этому много, и я меньше всего склонен обвинять в этом систему школьного образования. Есть много очень хороших средних школ, учат там совсем неплохо.
Более того, мы видим, что у аноглоязычных израильтян сплошь и рядом получается лучше. Да и в нашей общине в смешанных – наполовину англоязычных – семьях получается лучше. Они более отгорожены от улицы.
Попробую, несколько сумбурно, сформулировать некоторые различия.
- Языки.
Я в Яшкином возрасте знал английский и французский на уровне спецшколы. Для Яшки иврит и русский – равно родные, английский – на уровне спецшколы, ну, и по-арамейски, естественно, понимает на уровне ешивы. 1:0 в его пользу. Правда, большинство маханаимских детей знают русский значительно хуже.
- Самостоятельность.
Мои дети несравненно самостоятельнее, чем мы были в их возрасте. Десятилетний Оська регулярно забирает Ривочку из яслей и сидит с ней, пока не придут взрослые. Яшка подрабатывает официантом на свадьбах, Танька – бэбиситерством. Яшка ездил один в Питер.
- Общая эрудиция.
Корпус с появлением Интернета изменился. Но у меня ощущение, что я был более эрудирован. Уж конечно, больше читал.
- Влияние улицы.
Мы, в общем-то, жили в башне из слоновой кости. Поэтому влияние улицы было незначительным. Они живут в гораздо более открытой среде. Поэтому они значительно более социальны, но, с другой стороны, значительно более подвержены массовой культуре.
- Влияние многодетности.
Мы все – выходцы из небольших семей с 1-2 детьми. Наши же дети все живут в больших семьях. Увы, каждый ребенок при этом получает от родителей несколько меньше. Это сполна компенсируется положительными свойствами таких семей, но не в области общей культуры.
- Культурная преемственность.
Мы все – русские интеллигенты в 3-4 поколении. То есть культурный багаж, имеющий отношение к России, накапливался в течение нескольких поколений. Относительно еврейской, и, в частности, ивритской культуры мы – самоучки. Соответственно, наши дети должны наверстывать этот багаж снова.
- Богемность.
В среде людей, вернувшихся к религии, соотношение разных типов всегда будет отличаться от других популяций. У нас практически не представлен еврейский тип «хозяев жизни» - деловых, хватких, сосредоточенных на материальной стороне жизни и умеющих ее устроить идеальным образом. С другой стороны, людей «богемного» типа, интеллигентных и умных, но совершеннейших пофигистов относительно воспитания детей – несколько больше. Эффект пофигизма сказывается.
- Уход от религии.
К сожалению, уходит не так мало. Мальчики гораздо чаще, чем девочки, что отчетливо демонстрирует главную причину отхода – гормональную. Наша среда устроена так, что уходят они недалеко и нередко возвращаются. Иногда, правда, не к нам. NN, например, в армии снял кипу. После армии уехал в Индию, как водится. А там прибился к Бейт Хабаду и вернулся алеутом хабадником. По моим наблюдениям, отходят менее интеллигентные.
- Целеустремленность.
Наши родители пришли из тех времен, когда сила воли и целеустремленность считались главными этическими категориями. На нас это оказало влияние. Тем более, что мы знали, что евреев не принимают, и что надо быть сильно лучше, чтобы пробиться. Над детьми это не довлеет, и сплошь и рядом они ловят кайф до довольно позднего возраста.
Немного сумбурно. Может, я еще забыл какие-то важные параметры.
Моадим ле-симха.