hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Об образовании

Некоторое время назад tandem_bike инициировала горячую дискуссию о сравнении лучшего московского и лучшего американского образования. Я там кое-что говорил, но некоторые комментаторы довольно быстро перевели ее на жыдов преступления израильской военщины, и я прекратил. 

Между тем, мне есть что сказать отдельным длинным постом. 

 

Маханаимская община, к которой я принадлежу, в значительной степени состоит из московских и ленинградских матшкольников выпуска середины 1970-х годов, то есть тех самых школ, которыми заслуженно гордятся поборники московского образования. В конце 80-х-начале 90-х годов нам удалось поселиться вместе, организовать свою синагогу и живую общинную жизнь. Мы видим, как к общине стараются присоединиться все новые и новые люди – значит, она имеет некоторую привлекательность. 

Казалось бы, идеальная среда, чтобы воспитывать интеллигентных детей по самым высшим стандартам. 

Однако же, если посмотреть в целом по общине, то дети менее интеллигентны, чем их родители. Причин этому много, и я меньше всего склонен обвинять в этом систему школьного образования. Есть много очень хороших средних школ, учат там совсем неплохо. 

Более того, мы видим, что у аноглоязычных израильтян сплошь и рядом получается лучше. Да и в нашей общине в смешанных – наполовину англоязычных – семьях получается лучше. Они более отгорожены от улицы. 

Попробую, несколько сумбурно, сформулировать некоторые различия. 

  1. Языки.

Я в Яшкином возрасте знал английский и французский на уровне спецшколы. Для Яшки иврит и русский – равно родные, английский – на уровне спецшколы, ну, и по-арамейски, естественно, понимает на уровне ешивы. 1:0 в его пользу. Правда, большинство маханаимских детей знают русский значительно хуже. 

  1. Самостоятельность.

Мои дети несравненно самостоятельнее, чем мы были в их возрасте. Десятилетний Оська регулярно забирает Ривочку из яслей и сидит с ней, пока не придут взрослые. Яшка подрабатывает официантом на свадьбах, Танька – бэбиситерством. Яшка ездил один в Питер. 

  1. Общая эрудиция.

Корпус с появлением Интернета изменился. Но у меня ощущение, что я был более эрудирован. Уж конечно, больше читал. 

  1. Влияние улицы.

Мы, в общем-то, жили в башне из слоновой кости. Поэтому влияние улицы было незначительным. Они живут в гораздо более открытой среде. Поэтому они значительно более социальны, но, с другой стороны, значительно более подвержены массовой культуре. 

  1. Влияние многодетности.

Мы все – выходцы из небольших семей с 1-2 детьми. Наши же дети все живут в больших семьях. Увы, каждый ребенок при этом получает от родителей несколько меньше. Это сполна компенсируется положительными свойствами таких семей, но не в области общей культуры. 

  1. Культурная преемственность.

Мы все – русские интеллигенты в 3-4 поколении. То есть культурный багаж, имеющий отношение к России, накапливался в течение нескольких поколений. Относительно еврейской, и, в частности, ивритской культуры мы – самоучки. Соответственно, наши дети должны наверстывать этот багаж снова. 

  1. Богемность.

В среде людей, вернувшихся к религии, соотношение разных типов всегда будет отличаться от других популяций. У нас практически не представлен еврейский тип «хозяев жизни» - деловых, хватких, сосредоточенных на материальной стороне жизни  и умеющих ее устроить идеальным образом. С другой стороны, людей «богемного» типа, интеллигентных и умных, но совершеннейших пофигистов относительно воспитания детей – несколько больше. Эффект пофигизма сказывается. 

  1. Уход от религии.

К сожалению, уходит не так мало. Мальчики гораздо чаще, чем девочки, что отчетливо демонстрирует главную причину отхода – гормональную. Наша среда устроена так, что уходят они недалеко и нередко возвращаются. Иногда, правда, не к нам. NN, например, в армии снял кипу. После армии уехал в Индию, как водится. А там прибился к Бейт Хабаду и вернулся алеутом хабадником. По моим наблюдениям, отходят менее интеллигентные. 

  1. Целеустремленность.

Наши родители пришли из тех времен, когда сила воли и целеустремленность считались главными этическими категориями. На нас это оказало влияние. Тем более, что мы знали, что евреев не принимают, и что надо быть сильно лучше, чтобы пробиться. Над детьми это не довлеет, и сплошь и рядом они ловят кайф до довольно позднего возраста. 

Немного сумбурно. Может, я еще забыл какие-то важные параметры. 

Моадим ле-симха.


Tags: социум
Subscribe

  • (no subject)

    В какой русской <почти> народной песне герой умирает от теплового удара при хамсине?

  • Про аль-Хидра

    В Коране в суре аль-Кахф (Пещера) (18:60-82) есть загадочная история про Мусу, который со своим слугой отправился в место, где встречаются два моря.…

  • (no subject)

    Если кому интересно - вот запись моей вчерашней лекции "Звери-путешественники".

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (no subject)

    В какой русской <почти> народной песне герой умирает от теплового удара при хамсине?

  • Про аль-Хидра

    В Коране в суре аль-Кахф (Пещера) (18:60-82) есть загадочная история про Мусу, который со своим слугой отправился в место, где встречаются два моря.…

  • (no subject)

    Если кому интересно - вот запись моей вчерашней лекции "Звери-путешественники".