Ветеранов уже, в общем, почти не осталось. Вот бабу Басю Полина хотела поздравить, но та, оказывается, поехала к внучке в Америку и на обратном пути упала с эскалатора в аэропорту и сломала ногу.
Баба Бася – это такая маленькая сухонькая старушка из Риги. Полина долго преподавала иврит маалеадумимским старушкам, они все ее обожают. А сама Полина из всех бабушек больше всех любит именно эту. Она вообще-то Зельда, а Бася – домашнее позвище.
В 41 году ей было 17 лет. Она и две ее младшие сестры сидели в городе и готовились к экзаменам. Надо было срочно бежать. Отец поехал в Юрмалу за мамой и младшими детьми, а ей велел дожидаться. В какой то момент прибежал какой-то их родственник и сказал, что через полчаса отходит последний поезд. Взял ее и сестер и помчался на вокзал. А родители так и остались.
Так они и успели эвакуироваться в Казахстан. Баба Бася была за старшую. Русского языка они практически не знали. Все сестры хорошо шили – этим они и зарабатывали себе на жизнь: обшивали жен местных начальников. Она всех подняла, вернула в Ригу, выдала замуж.
Она замечательно говорит по-русски с идишским акцентом. Если не расслышит, переспросит: «Что, пожалуйста?». До недавнего времени каждый день ходила в дом престарелых на другой гонец города, навестить свою мехатенистэ.
Пусть ей будет рефуа шлема и пусть все они подольше у нас останутся.