hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Сасаниды в Гемаре

В Киддушин 72а рассказывается такая история: 

Рабби попросил Леви:

- Опиши мне персов.

Сказал <тот>:

- Они похожи на воинов дома Давида.

- Опиши мне хабаров (חברין).

- Они похожи на ангелов уничтожения.

- Опиши мне измаильтян.

- Они похожи на бесов из отхожего места (דומין לשעירים של בית הכסא).

- Опиши мне вавилонских мудрецов.

- Они похожи на ангелов служения. 


 

Раши в этом месте объясняет, что хабарин – это народ, живущий по соседству с персами, гораздо более разрушительный. Однако в других местах Раши просто говорит, что хабары – это персы. Но какие-то плохие персы, в отличие от хороших, похожих на богатырей Давида. Маhарша и здесь и там объясняет, что хабары – это какие-то особенно зловредные персидские священники. 

В Йевамот 63b обсуждается, кто такие негодяи из (Теhилим 14:1) «Сказал негодяй в сердце своем: нет Бога!». Одна из версий – это жители Берберии и Маретании <так написано>, которые ходят голыми по рынкам. А другая выглядит так: 

Р. Йоханан сказал:

- Это хабары.

Сказали ему:

- Пришли хабары в Вавилон.

Он опустил голову от горя.

Сказали ему:

- Они берут взятки.

Выпрямился и повеселел.

<В наказание> за три вещи, <которые в Вавилоне делали неправильно>, получили они три гзеры <указа со стороны хабаров>. Запрет на мясо за то, что не давали подарки коhенам. Запрет на бани, потому что <что-то неправильно делали с> миквами. Должны были перезахоранивать мертвых, потому что радовались в их праздники. 

Таким образом, хабары – это плохие персы, которые появились в Вавилоне, когда р. Йоханане был в Израиле (первая половина 3-го века) и стали вводить всякие ограничительные для евреев ритуальные запреты. 

В Гиттин 16b-17a говорится:  

Пришел хабар и забрал <у Раба бар бар Хана> лампу. <Раши объясняет, что хабар – это перс, а лампу он забрал, потому что у персов есть праздник, когда огонь зажигают только в их храмах>. Сказал <Раба бар бар Хана> :

 

- Всемилостивый. Или забери нас под свою тень, или под тень сыновей Эсава <римлян>.

 

Может быть, ты скажешь, что Аромеи <ארומאי> <видимо, правильно – эдомитяне=אדומאי, и так у Тосафот> - лучше, чем персы? Вот ведь, говорил р. Хия: сказано (Иов 28:23) «Бог понимает путь его и знает место его» - знал Всевышний, что не выдержал бы Израиль преследования эдомитян, и отправил их в изгнание в Вавилон <значит, в Вавилоне лучше, чем у римлян>. Ответ на трудность: до того, как хабары пришли в Вавилон, в Вавилоне было лучше, а после того – стало хуже, чем под властью римлян. 

Фундаменталисты-зороастрийцы, так испугавшие наших мудрецов в начале 3-го века, легко узнаваемы. Это Сасаниды, сменившие распадающуюся Парфянскую империю. 

Последний парфянский царь, даже уже не царь, а один из претендентов
, Артабан IV, был разбит в 224 году основателем новой династии, Ардаширом. Этот эпизод упоминается в Авода Зара 10b:

Адрахан <вроде есть рукописи, где написано «Артабан»> учился у Рава. Когда Адрахан умер, сказал Рав: ««Разорвалась связь»!» (<то есть началась эпоха бедствий>. 

Ардашир, по-моему, нигде не упоминается. Но его воины-хабары, как мы видим, нередко.

В Бава Кама 117а рассказывается, как р. Каhана убил доносчика. Рав говорит ему: До сих пор правили персы [по другим версиям – греки], которые не так обращали внимание на кровопролитие, а теперь  - греки [по другим версиям – персы], которые обращают внимание на кровопролитие и все время говорят «Мурдин, мурдин» <то ли бунтовщиков ищут по-арамейски, то ли убийц по-персидски>, и советует бежать в Эрец-Исраэль.

А почему они называются хабары? Подозреваю, что это связано с названием новой столицы, основанной Ардаширом в Фарсе - Ардашир-Хварра - нынешний Фирузабад. Если так, то они не хабарим, а хварим. Хотелось бы услышать мнение Зигмунда. И про ритуальные запреты. Бани – понятно, а что там с мясом и перезахоронением? 

Да, кстати. Напрашивается сходство со словом "гебр", означающим в более поздние времена зороастрийцев (а в еще более поздние трансформировавшееся в "гяур", означающее всякого немусульманина) – оно и само по себе не очень понятного происхождения. Но, вроде, при Сассанидах его еще не было, или оно означало что-то другое.  

Ардашир правил 15 лет, а после него пришел его сын Шапур. Он перенес столицу в Ктесифон, и, судя по всему, гонения снизились – зороастрийцы нашли приемлемую линию поведения с евреями. О взаимоотношениях Шмуэля и Шапура есть много историй.  

Брахот 56а:

Спросил кесарь р. Йеhошуа б.р. Ханания:

- Говорят о твоей великой мудрости. Скажи мне, что я увижу во сне?

Сказал он ему:

- Ты увидишь, что на тебя напали персы, победили тебя и заставили золотым скипетром пасти мышей.

Тот весь день думал об этом, а под утро увидел во сне.

 

Спросил царь Шабур Шмуэля:

- Говорят о твоей великой мудрости. Скажи мне, что я увижу во сне?

Сказал он ему:

- Ты увидишь, что пришли римляне, взяли тебя в плен и заставили молоть финиковые косточки золотым жерновом.

Тот весь день думал об этом, а под утро увидел во сне. 

<Если это не параллельные версии, а две разные истории, то Шмуэль действовал по отработанному рецепту, испробованному р. Йеhошуа за 100 лет до этого>. 

Шмуэля самого нередко иронически называют царем Шабуром. 

В Моэд Катан 26а рассказывается, что Шмуэль не разорвал одежду, когда узнал, что Шабур перебил 12,000 евреев в городе Мезигат Кейсари <Кесария Мазака в Каппадокии, нынешняя Кайзери. Шапур разрушил этот огромный город в 260 году, когда разбил Валериана. А Шмуэль не разрывал одежду не из верноподданничества, а по hалахическим причинам>. 

Спрашивает Гемара: А разве Шабур убивал евреев? Вот ведь, говорил Шабур Шмуэлю:

- Клянусь тебе, что я никогда не убивал евреев.

- Там они сами были виноваты. <Раши объясняет – бунтовали против Шабура. Они не бунтовали, Шапур захватил этот город в рамках войны с римлянами>.

Сказал р. Ами:

- Под звуки скрипок Мезигат Кейсари рухнули стены Лудакии. <Непонятно, что это за история и что за Лаодикия, в бывшем Селевкидском царстве было много городов с таким названием, ближайший к нам – это нынешняя Латакия в Сирии. Ясно, что р. Амии обвиняет евреев Мезигат Кейсари в равнодушии к судьбе Лаодикии, за что им впоследствии досталось от Шапура>.


 

Tags: гемара, еврейская история, история
Subscribe

  • Самоубийство Елизаветы Герцен и "Иветта"

    В декабре 1875 г. Тургенев пишет в письме Анненкову: Любезнейший П(авел) В(асильевич), <..> имею Вам сообщить новость печальную и странную:…

  • (no subject)

    Я очень люблю эту фотографию. И она, конечно, посвящена дню Победы. Но, чтобы не ходить путями эморейцев и не подставлять плечо подлым тварям,…

  • (no subject)

    Очень старый пост про кепочку. https://idelsong.livejournal.com/148788.html

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Самоубийство Елизаветы Герцен и "Иветта"

    В декабре 1875 г. Тургенев пишет в письме Анненкову: Любезнейший П(авел) В(асильевич), <..> имею Вам сообщить новость печальную и странную:…

  • (no subject)

    Я очень люблю эту фотографию. И она, конечно, посвящена дню Победы. Но, чтобы не ходить путями эморейцев и не подставлять плечо подлым тварям,…

  • (no subject)

    Очень старый пост про кепочку. https://idelsong.livejournal.com/148788.html