hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

 

Цыганы вольною толпой

по Бессарабии кочуют

 

Некоторое время назад я писал о том, что в 1815 году Россия, среди других стран – участниц Венского конгресса, подписала декларацию о запрете работорговли. Очевидно, что она не считала, что это распространяется на ее собственное крепостное право.

Но, оказывается, в 1815 году в Российской империи были и настоящие рабы. Это – цыгане Бессарабии. 

 

Как минимум с 14 века – и плохо известно, как это получилось – цыгане в Дунайских княжествах считались настоящими рабами. Первое упоминание цыган-рабов – с 1385 года. 

По законам 18 века, все цыгане, которые не находились в частном или церковном владении, автоматически считались рабами князя. 

B тех частях Дунайских княжеств, которые оказались вод властью Габсбургов – Буковине и Трансильвании -   цыгане были освобождены в 1783-5 годах по указу Иозефа II. 

В 1812 году Бессарабия была присоединена к России. С 1818 года ее юридический статус определялся «Уставом образования Бессарабской Области (29 апреля 1818 года)», по которому она получала значительную долю автономии и делопроизводство на молдавском языке наравне с русским. Бояре были приравнены к русским дворянам. Цыгане, насколько я понял, в указе упомянуты не были, то есть, строго говоря, остались рабами. Но русская администрация, похоже, этого не заметила, сочтя их статус неотличимым от крепостных, или, соответственно, казенных крестьян. В 1828 году «Устав» был заменен более унифицирующим «Учреждением для управления Бессарабской области», отменявшим автономию и делопроизводство на молдавском языке. Там говорится: 

§ 1. Жители Бессарабской Области всех сословий, так то: Духовенство, Дворянство, Бояринаши, Мазилы, Рупташи, купцы и мещане, Цыране, или поселяне земледельцы, Цыгане, принадлежащие казне и помещикам и Евреи, сохраняют все те права и преимущества, коими они доныне пользуются.

 

§ 2. Жители Бессарабской Области от рекрутской повинности свободны на неопределенное время; но сие не распространяется на крестьян, переселяемых из России.

 

§ 3. Дворянство Бессарабское пользуется и в России всеми правами и преимуществами, Всемилостивейше дарованными Дворянскою грамотою и прочими узаконениями; равным образом и Российское Дворянство, поселившееся в Бессарабии, пользуется всеми общими сего сословия правами и преимуществами, наравне с Бессарабским Дворянством.

 

§ 4. Крестьяне, в Бессарабии поселенные, и впредь поселяемые, исключая Цыган, не могут быть в крепостном владении, ни у Бессарабских помещиков, ни у Дворян Российских. И в следствие сего, Российские Дворяне, жительствующие в Бессарабии, могут, кроме Цыган, иметь там крепостных людей токмо дворовых, и то для личной и дворовой услуги, а не для поселения их на земле. 

Есть много свидетельств крайне бедственного положения цыган-рабов в Дунайских княжествах. По свидетельству В. Даля, 

Надобно знать, что в княжествах цыгане исключительно составляют сословие рабов, крепостных людей. Молдаван крепостных не бывает. Цыгане сии частью поселены в деревнях молдаванских, частью составляют собою особые селения. К числу сих последних принадлежало и Стандешти. Проезжая просёлочными дорогами, вы встречаете эти жилища полудиких, и не доверяете глазам своим. Вся деревня, стар и мал, ходят, лето и зиму, голые; да не сочтут выражения этого преувеличенным: ссылаюсь на всякого, кто, проезжал, например, из Бухареста в Плоешти, за разлитием рек, просёлочною дорогою. Там рубах не знают вовсе; сидят в землянках своих, бегают по улицам, по воду, за скотиною – повторяю – стар и мал, нагие. Изредка, выходя за село, накидывают они на себя общий, семейный, синий или серый, из рубищ и лохмотьев состоящий халат или кафтан... - да и то на голое тело. 

После Русско-Турецкой войны 1828-29 гг Дунайские княжества на короткое время оказались под русским контролем. Командующим русских войск был назначен горячий противник крепостного права гр. Павел Дмитриевич Киселев

Не преуспев в полной отмене рабства, генерал настоял на изменениях в гражданском кодексе Молдавии. В 1833 году, то есть незадолго до полного вывода российских войск, за цыганами был признан статус личности (а не вещи, как это было в предшествующих законах). Теперь их нельзя было безнаказанно убивать. Был введён параграф, согласно которому цыганка, принуждённая стать наложницей своего господина, освобождалась после его смерти.

 

Н.Бессонов. История цыган Восточной Европы (XV-XIX в.в.)

В 1848 году в Бухаресте прошли демонстрации студентов против рабства. Но отменено оно было гораздо позже, в 1859 году в Молдавии и в 1864 – в Валахии. Бессарабские цыгане, как и другие русские крепостные, были освобождены в 1861 году. 

Таким образом, цыгане, описанные Пушкиным, были рабами (или крепостными). Их гостеприимство по отношению к нему определялось, в частности, тем, что он пришел к ним с барином. Пушкин сначала хотел дать соответствующее примечание к поэме: 

...всего замечательнее то, что в Бессарабии и Молдавии крепостное состояние есть только между сих смиренных приверженцев первобытной свободы.

 


Tags: XIX век, история
Subscribe

  • (no subject)

    А вот скажите. Слово " афикоман" - это греческое ἐπὶκῶμον или ἐπικώμιον -…

  • (no subject)

    Ответ на вопрос из предыдущего поста. - Как это удивительно делают мыло, - сказал он, оглядывая и развертывая душистый кусок мыла, который для…

  • (no subject)

    В какой классической русской книге обсуждается быстрый прогресс в производстве мыла в середине ХIХ в.?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments