hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Погромы гражданской войны -3

Часть 1
Часть 2
Часть 3 

В мае 2009 года Украина праздновала 130-летие Петлюры. Президент Ющенко посетил торжественное мероприятие. Приведу несколько цитат из его речи: 

Из дали современности видим, что Симон Петлюра был наиболее сильным, стойким и реально мыслящим из лидеров Украинской революции

Он стал символом национального освободительного движения и создания украинской государственности начала XX века.

 

Важной и необходимой составляющей этого процесса считаю восстановление нашей исторической памяти. Эту работу будем продолжать, какое бы сопротивление она не вызывала у украинофобов внутри страны и за ее пределами.

Коммунистический режим приложил все усилия, чтобы очернить человека, который посвятил себя делу независимости Украины, стоял у истоков ее государственности, сыграл ведущую роль в создании отечественной армии. 

Откровенно говоря, ничем, кроме некомпетентности нашего правительства, я не могу объяснить, почему после этого заявления Израиль немедленно не отозвал посла.

*** 

Суд над Шварцбардом продолжался 8 дней. Его громкость сильно преувеличивается. Он был громким для евреев (и, возможно, для русской эмиграции), что же касается французских газет, они уделяли ему внимание, но отнюдь не на первых полосах. Желающие могут посмотреть короткое описание процесса в журнале «Тайм» от 7 ноября 1927 года

Свидетели обвинения подчеркивали, что Петлюра не был антисемитом. Охотно верю. Шварцбард и не убивал его за антисемитизм. Он убил его, как главу государства и армии, убивавших евреев в масштабах, доселе неслыханных. По словам Жаботинского (кстати, тоже не считавшего Петлюру антисемитом), 

… во время гражданской войны на Украине были замучены тысячи евреев, и это преступление осталось неотмщенным. Горечь и позор этого безнаказаннаго надругательства пали на сердце Шварцбарда и побудили его к инстинктивному, даже рефлекторному акту, объектом коего явился человек, имя которого стало в еврейском сознании синонимом резни. И еврейство надеется, что судьи, вникнув в ужас тех событий, поймут состояние души Шварцбарда и скажут: не виновен; и вердикт этот явится громким укором для всех тех, кто организовал, или допустил ту резню, и уроком для всех тех, кто еще, быть может, мечтает о новой резне. 

При обсуждении личной ответственности Петлюры на суде, среди прочего, рассказали об эпизоде в Бородянке. Процитируем того же Полетику

Путь Рады из Житомира в Киев был обозначен волной еврейских погромов. Этот погромный маршрут начался в Новоград-Волынском (погром в январе 1918 г.), прошел через Сарны и Коростень (погром 17 февраля), Бердичев (погром в конце февраля) и Бородянку (23 февраля). На вокзале Бородянки в это время находился сам Петлюра. Делегация евреев из Бородянки обратилась к нему с просьбой о защите. Петлюра ответил, что ему некогда заниматься этим делом, и направил делегатов к своему помощнику. Тот заявил, что он не в состоянии что-либо сделать в защиту евреев Бородянки. Еврейскому населению Бородянки удалось откупиться от погромщиков деньгами.

Потрясенная такими настроениями украинских войск делегация обратилась к Петлюре с просьбой не допустить погромов и кровавой бани в Киеве. Петлюра ответил, что "он не может ничего гарантировать; настроения солдат ему известны, но он видит здесь только жажду мести, а не антисемитизм".  

Речь идет еще не о Директории, а о Центральной Раде, военным секретарем которой был Петлюра. Погромы и невмешательство Петлюры стали достоянием гласности, и председатель Центральной Рады Грушевский отправил Петлюру в отставку - именно за неспособность и нежелание справиться с погромами. 

А вот как характеризует Петлюру гетман Скоропадский - тот еще источник, конечно. 

Петлюра честолюбив, идеалист без всякого размаха …он не столько государственный деятель, сколько партийный, а это для создания государства не годится. 

…все поколения нынешних украинских деятелей воспитаны на театре, откуда пошли любовь ко всякой театральности и увлечение не столько сущностью дела, сколько его внешней формой. 

…Петлюра, как я говорил, любил эффектные картины, но он слаб и Украины из омута не выведет.  

Таким образом, у Скоропадского он предстает как фразер, любитель театральности, но при этом честолюбивый. Нечто вроде Керенского. И тоже с диктаторскими замашками.

 Но посмотрим на цитаты из самого персонажа. Комментарии, по-моему, излишни. 

Бюллетень Министерства информации УНР о телеграмме С.Петлюры о решительной борьбе с большевистскими провокаторами еврейских погромов

Июль 1919 года

Главный Атаман утверждает, что Евреи принесли не одну человеческую жертву строительству Украинской Независимой Республики. Главный Атаман знает факты, когда представителей еврейского населения, которое помогало нашим войскам, лояльно поддерживало законную республиканскую власть, враги нашего государства коммунисты- большевики расстреливали, насиловали женщин и детей, учиняли погромы еврейского населения и забирали последние материальные средства к жизни.

Главному Атаману известны факты, когда еврейское население помогало нашим больным и раненым и дети евреев смывали кровь с наших героев в госпиталях, наскоро созданных самими же евреями в пяти верстах от линии боев с большевиками. Главного Атамана трогали те слезы благодарности, которые появлялись у наших больных или раненых казаков к евреям за их сердечную заботу и помощь ближнему.

Письмо Председателя Директории УНР С. Петлюры Министру по еврейским делам П. Красному с просьбой дать разъяснения зарубежным еврейским кругам относительно ситуации с погромами на Украине

29 декабря 1920 года

 

От Посольства УНР в Германии получены сведения, что во всех немецких периодических изданиях начинается хорошо организованная журналистская кампания против украинского дела вообще и Правительства УНР в частности из-за еврейских погромов. В этих изданиях, между прочим, очень яркими красками рисуются «зверства, допущенные якобы нашими войсками». Составляется даже черная книга об этих погромах на разных европейских языках.

 

Конечно, причина этой кампании кроется не в погромах, которых в действительности не было, а где-то глубже, в тайниках европейской дипломатии, и ведется она лицами, которым нужно сейчас дискредитировать украинский вопрос.

 

Если где и были случаи, когда жертвой какого-либо нападения становился еврей, то в этом были виновны банды разбойников, которых после большевистского господства оставалось немало, и которые сразу нельзя было уничтожить. О погромах, о массовых грабежах и убийствах мирного еврейского населения я ничего не знаю и даже не допускаю, чтобы это могло быть.

 

Обращение С. Петлюры к населению Украины относительно недопущения еврейских погромов

18 марта 1921 года

Палачи наши — большевики повсюду распускают слухи, будто бы украинские повстанцы уничтожают еврейское население. Я, Главный Атаман Украинского Войска, не верю этому, не верю, ибо знаю народ украинский, который, притесняемый грабителями-завоевателями, сам не может притеснять другой народ, страдающий так же от большевистского господства, как и он.

В своей борьбе с нашим народом большевики не брезгуют ни ложью, ни подкупами. За награбленное чужое золото они отправили по всем странам своих представителей, основали газеты на всех языках, в которых они позорят наше святое дело — освободительное движение нашего народа, описывают его как бандитское, погромное и на каждой странице кричат о еврейских погромах, которыми как будто занимаются украинские повстанцы.

Рабочие и крестьяне некоторых стран Европы, которые еще не видели собственными глазами большевиков, считали их народолюбцами, верили клевете на украинских повстанцев и к нашему освободительному движению относились подозрительно.

Письмо С. Петлюры Министру по делам евреев УНР относительно антиукраинской позиции еврейских деятелей в Париже

21 декабря 1921 года

…за рубежом существует целый ряд Еврейских группировок и отдельных заметных деятелей, которые, несмотря на Ваши и правительства старания, все же продолжают нести разные небылицы, культивируя и распространяя легенды о погромных настроениях и действиях украинской армии и ее Главного Атамана. Так, к примеру, г. ТЕМКИН, автор известного доклада, враждебного нам, о погромах на Украине, член «Еврейской делегации» в Париже, во время переговоров А. Шульгина и В. Коваля очень враждебно отнесся к попытке «Еврейско-украинского согласия», заявив, что «с Петлюрой ему не по пути».

Думаю, что в своих логических последствиях позиция г. Темкина является позицией человека, вызывающего погромы и культивирующего зоологические пережитки

О патриотизме

1921

Вдохновенный, величавый облик Христа, могучая личность Будды, светлое лицо Сократа — эти величественные образы предстают перед нашими глазами как символы неземной любви к своему народу, как исполины- защитники счастья, славы и расцвета родных наций.

 

Их заповеди, призывы и лозунги выросли на национальной почве, в первую очередь, возникли из понимания этими великими сынами того, как принести пользу своему народу, излечить его боли и раны. Если бы не существовали народы, то человечество не обладало бы и проявлениями великого духа этих великих сынов. Горе собственного народа не позволяло им успокоиться; они боролись, чтобы его очистить и привести к лучшей жизни. Они завещали любить брата для общенационального благополучия и счастья.

 

Не являются ли несчастья и муки еврейского народа трагедией этого народа, который не последовал за призывом своего величайшего Сына, принесшего для счастья своей нации себя в жертву? Или, может, наоборот, трагедия Сына является результатом страданий народа, не признавшего великой, всепрощающей жертвы?.. 

Таким образом, фразер, лгун, слабый лидер, неспособный не только обуздать армию, но и в качестве главы страны признать свою ответственность за происшедшее – символ украинской государственности и освободительного движения. 

Хочу отдельно отметить, что ОБСЕ, выражая глубокую обеспокоенность по поводу восхваления тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского или сталинистского прошлого,  относится безразлично к восхвалению прошлого петлюровского.

В продолжение темы
 
Tags: еврейская история, история
Subscribe

  • Самоубийство Елизаветы Герцен и "Иветта"

    В декабре 1875 г. Тургенев пишет в письме Анненкову: Любезнейший П(авел) В(асильевич), <..> имею Вам сообщить новость печальную и странную:…

  • (no subject)

    А вот скажите мне... После последних выборов я ни разу не видел упоминания Либермана в прессе. Ни разу не слышал по радио ни одного интервью ни его,…

  • (no subject)

    Я очень люблю эту фотографию. И она, конечно, посвящена дню Победы. Но, чтобы не ходить путями эморейцев и не подставлять плечо подлым тварям,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments