hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

В Гемаре (Санhедрин 21b; Йеруш. Мегила 10) приведено три мнения относительно квадратного письма (названного ассирийским письмом).

1. По мнению Р. Иоси (приведенному в Санhедрин 21b Мар Зутрой и Мар Уквой) ссначала Тора была дана еврейским письмом на святом языке, и снова была дана во времена Эзры ассирийскими письмом на арамейском языке, и выбрал себе Израиль ассирийский шрифт и святой язык, а еврейский шрифт и арамейский язык оставил hедиотам (простонародью). Кто такие hедиоты? Сказал Рав Хисда – самаритяне. А что такое еврейский шрифт? Сказал Р. Хисда – Ливона. (Раши считает, что Ливона – это особый шрифт с белым внутри, а Тосафот с ним спорят и считают, что это название места).




Сравнение еврейского шрифта (левые колонки) и современного письма (правые колонки), соответствующего ассирийскому шрифту (из
http://stwww.weizmann.ac.il/communication/Course/Activities/Gezer4.jpg)

Несколько выводов:

1. Эзра собирался заменить не только шрифт, но и текст Торы на арамейский (!!). Только благодаря инициативе снизу сохранился ивритский текст Торы.

2. В Вавилоне не очень хорошо знают, что такое еврейский шрифт.

3. Еврейский шрифт используют самаритяне.

2. По мнению Рабби, сначала Тора была дана с нынешним шрифтом, когда согрешили – превратился он в роэц (=еврейский шрифт), когда раскаялись – вернулись к старому шрифту.

Т. е. квадратное письмо – очень старое, забытое во времена Первого Храма и восстановленное Эзрой.

3. И наконец, сказал Р. Шимон бен Элазар сказал Р. Элазар бен Парта сказал Р. Элазар hаМодаи: Тора всегда была написана ассирийским письмом.

Интересно, что именно Р. Элазар hаМодаи, чье имя (Элазар hаКоhен), по некоторым мнениям, чеканил на своих монетах еврейским письмом Бар Кохба, наиболее пренебрежительно относится к еврейскому шрифту.

В трактате Мегила 3а приведен забавный косвенный довод в пользу древности ассирийского письма:

<На скрижалях буквы были вырезаны насквозь> Сказал Р.Хисда – серединки букв ס и ם סופית держались чудом. Там дальше начинается дискуссия, были ли первоначально конечные варианты букв, но про ס вроде никто не спорит.

Впрочем, в Иерусалимском варианте  Сказал Р. Леви: По мнению тех, кто считает, что Тора дана еврейским шрифтом – ע держался чудом, а по мнению тех, кто считает, что ассирийским – ס держался чудом.

Т.е. в Вавилоне не очень знали, что такое еврейский шрифт, а в Эрец Исраэль даже знали, как пишутся буквы (см. картинку выше).


Subscribe

  • (no subject)

    Но вдруг один из собеседников, пристально вглядываясь вдаль, воскликнул: — Посмотрите, что это там? На поверхности моря, на самом…

  • (no subject)

    Оказывается, польский текст "Короля Матиуша" доступен даже в польской Википедии. Из любопытства попробовал читать по-польски (я никогда польского не…

  • (no subject)

    Обратите внимание на год и место издания. Это издано по-польски, и имеется в виду польское "Министерство религий и общественного просвещения".

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments