В свете многочисленных американских дискуссий об устройстве медицины, расскажу еще одну, несколько специальную историю. Постараюсь рассказать популярно и не занудно.
Довольно значительный процент женщин – в разных странах от 5 до 30% - является носителем стрептококка группы В. С ними при этом ничего не происходит.
Если такая женщина-носитель родит ребенка, в 98% случаев тоже ничего не произойдет. А в 2% случаев ребенок заразится, и у него начнется инфекция. В большинстве случаев его вылечат, но существует, не дай Бог, некоторая вероятность, что и нет. Хотя все это – события редкие, новорожденные в наше время редко умирают от других причин, и это – одна из главных причин смертности среди новорожденных. Когда это осознали, возник вопрос, как с этим бороться.
Можно, конечно, просто давать антибиотик всем подряд. Проблема в том, что вероятность осложнения от антибиотика, тоже не очень большая, всё же больше, чем вероятность заражения стрептококком.
Значит, надо давать антибиотик, но не всем. А кому?
Существуют разнообразные группы риска. Не вдаваясь в детали, например, если у женщины в момент родов температура. И еще разные варианты.
Так вот, если давать антибиотик группам риска, это очень эффективно ликвидирует, скажем, 85% случаев (за точную цифру не ручаюсь). Но оставшиеся 15% останутся незамеченными, из них 2 % будут иметь шанс заразиться и т.д.
Американские guidelines, исходя из этого, рекомендуют тотальные проверки. Делать проверки заранее бессмысленно (если у женщины в начале беременности был стрептококк, это ничего не говорит о конце беременности). А в момент родов – невозможно: бактериям надо успеть вырасти, а это занимает гораздо больше времени, чем роды. Поэтому они рекомендуют делать тотальный скрининг на 36-38 неделе беременности.
В Европе по этому пути не пошли: деньги на медицину не у клиента и не у страховой компании, а у государства, и их заранее оговоренное количество. Поэтому провели расчёт (например, в Голландии): если давать антибиотики группе риска (и, конечно, лечить заболевших и проверять у тех, у кого врачи считают нужным проверить) стоимость одного выигранного года человеческой жизни (точнее QALY, долго объяснять, что это такое, в данном случае разница невелика) – 7600 евро. Если же делать всеобщий скрининг, как в Америке – стоимость одного года составит 59,300 евро (проверка сама не очень дорогая, но для того, чтобы спасти одну жизнь, нужно провести многие сотни таких проверок: с большинством проверенных и так ничего бы не было).
Казалось бы, человеческая жизнь стоит любых денег. Но, при такой ситуации, эти деньги ведь отрываются от ограниченного бюджета, который тоже пойдет на какие-то медицинские цели.
В Америке же эти деньги платит не государство, а клиент. И платит он очень дорого за большую близость к 100%. Более того, разрабатывают еще более дорогую проверку, которая могла бы дать ответ за полчаса, чтобы можно было успеть проверить в момент родов – это еще приблизит к 100%. В Америке, правда, и популяция другая: носителей больше, чем в Европе, черные – чаще носители, чем белые, но и у белых вроде чаще.