Мемельская область - часть Восточной Пруссии на север от Немана. С 16 века она была частью Герцогства Пруссии. В течение Семилетней войны она несколько лет была в руках России, но стала частью Пруссии, а потом - объединенной Германии. Жители этих мест поголовно были лютеранами. Относительно этнической принадлежности, аналогично тому, как в Померании или Судетах, с течением времени все большая часть населения говорила на культурном немецком языке, и все меньшая - на диалектах литовского.
По переписи 1925 года примерно 45% позиционировали себя как немцы, примерно 27% - как прусские литовцы, еще 24% -как мемельландцы. Если я правильно понимаю, это означало, что они говорили по немецки, но еще помнили, что они не совсем немцы. Прусские, или малые литовцы - Lietuvininkai - отличаются от литовцев: они лютеране, и язык у них заметно отличается. В 19 веке они себя называли литовцами, а литовцев-католиков - самогитами.
В конце 1918 года литовские активисты в Мемеле попробовали объявить о присоединении к Литве. Они пользовались поддержкой 5-7% населения.
В Версале победители решили, что образующейся польско-литовской федерации необходимы морские порты. Но - увы - все подходящие порты были населены немцами, по меньшей мере наполовину. Было принято решение: такие порты будут "вольными городами" под непосредственным управлением союзников. Один из портов - Данциг - просуществовал до сентября 1939 года.
В 1920 Франция получила мандат Лиги Наций на управление Мемелем. В плебисците 1921 года 75% высказались за "вольный город" и против вхождения в Литву (вопрос о вхождении в Германию не стоял). По проверкам, ~40% школьников говорили по-литовски.
Из проекта польско-литовской федерации ничего не вышло. После оккупации Вильно Литва находилась в формальном состоянии войны с Польшей. 9 января 1923 года в Мемель собрались добровольцы из Литвы, числом около 1000, и совершили переворот. Французы, занятые в этот момент оккупацией Рура, не сопротивлялись. 19 января Литва объявила об аннексии Мемельской области. Мемель был назван подходящим словом из литовского эпоса, Клайпеда.
Совет Послов (аналог нынешнего Совета Безопасности) a posteriori признал эту аннексию, но потребовал автономии, равных прав для обоих языков, отдельный парламент, отдельную систему социальных служб и проч. В частности, Клайпедская область была единственным местом в Литве, где можно было заключить гражданский брак.
20 марта 1939 года, через 4 дня после немецкого парада в Праге, литовский министр иностранных дел по дороге с коронации Пия XII встретился с Риббентропом. При встрече Риббентроп потребовал в кратчайшие строки отлать Мемель. Литва подумала и решила отдать по-хорошему. Литве было не привыкать: за год до этого, одновременно с аншлюсом, она согласилась на унизительный польский ультиматум – он, правда, требовал не территориальных уступок, а признания статус кво с Виленской областью.
22 марта, благо министр был в Берлине, они с Риббентропом подписали договор о немедленной добровольной передаче Клайпеды Германии. 23 марта в Клайпеду приплыла армада из 5 военных судов. На одном из них приплыл Гитлер и произнес подобающую случаю речь.
Примерно 10000 человек (из них 1300 евреев) были вынуждены переселиться в Литву.
Довольная послушанием, Германия предложила Литве экономическую помощь и военный союз. Помощь Литва приняла, а от союза вежливо отказалась, сказав, что не хочет отходить от своей традиционной политики нейтралитета.
После войны Мемельская область в составе Восточной Пруссии оказалась в составе РСФСР, а в 1950 году была передана Литве. Немецкое и прусско-литовское население в основном бежало или было депортировано, а оставшиеся эмигрировали в Германию, как только разрешили, в 1958 году. На их месте поселились новые жители, примерно пополам русские и литовцы.
Некий московский профессор утверждает, что передача Клайпедской области в 1950 г. была совершена не по правилам, и настаивает на ее возвращении Калининградской области России. Интересно, зачем им Клайпеда понадобилась?