Я не люблю эту арифметику и не считаю правильным ее упоминать. Я уже несколько раз спорил о сравнении нацизма и сталинизма. Причем спорить приходится не только с изряднопорядочными отморозками типа таки-нета, до мнения которых, в сущности, мне нет никакого дела, но и с достойными фрэндами, за мнение которых стоит побороться.
Я уже неоднократно высказывал свою точку зрения:
Я сравниваю нацизм как идеологию с коммунизмом как идеологией. И тут параметр - не только арифметика людоедства на практике, но и содержание идеологии. И при сравнении между злом абсолютным и - как бы сказать - злом техническим, оказывается, что нацизм много хуже.
…
Иными словами, коммунисты исходили в своих действиях из того, что цель оправдывает средства. Принцип людоедский, что и говорить.
Но у нацистов цель была совершенно адекватна средствам. Как цель людоедская, так и средства.
Могу процитировать также старый пост yaqir_mamlal :
При обсуждении такого вопроса, как число жертв коммунистического режима, давно уже принято жонглировать огромными цифрами в десятки миллионов убитых. Начало этой сомнительной традиции положил А.И. Солженицын, сразу же поддержанный всеми, кому было жизненно важно доказать, что в сталинских лагерях погибло больше людей, чем в гитлеровских. Не имея действительно точных цифр, я не стану доказывать, что это не так, хотя все прочитанное мною на данную тему убеждает меня в том, что пальма первенства в этой области безусловно принадлежит Гитлеру.
Но одно отличие – сверхпринципиальное – я все же хочу отметить. В страшных сталинских лагерях нормой выработки являлись километры проложенных железных дорог, кубометры вырытых котлованов, возведенные промышленные объекты и т.п. Иногда под каждую шпалу дозволялось уложить умершего от голода и перенапряжения физических сил заключенного, однако критерием отчетности там все-таки оставались шпалы, а не трупы. Задача ставилась в шпалах, будучи логически подчинена судорожной, запоздалой и потому безмерно жестокой индустриализации страны.
В то же время гитлеровские лагеря, знаменитые Vernichtungslager, создавались и функционировали именно как лагеря смерти. Они в принципе не имели никакого иного назначения, кроме поставленного на промышленную основу убийства людей. Эшелонами, «вычищенными» до последнего человека гетто, миллионными контингентами. По заранее утвержденному плану, без нарушений графика, четко в срок.
Метафизический статус этих мест – разный. Тому, кто погибал в Освенциме или в Дальлаге, до этой разницы, возможно, и не было никакого дела. Людям не важно, чтó именно их убивает. Но в нашем отношении к палачам эту разницу нельзя не отметить. Вохровец из Дальлага и эсэсовец из Освенцима по-разному предстоят перед Богом, людьми и историей. Лишь один из них является воплощением абсолютного зла, полномочным представителем ада. И рядом с ним любое другое зло – относительно.
Но здесь я все-таки хочу поговорить об арифметике.
Звёздный час НКВД – 1937/1938 годы. По данным Земскова, в течение 1937 года было расстреляно максимальное число людей: 353074 человек. В 1938 – несколько меньше, 328618.
В 1941 году на территории СССР действовали несколько Эйнзацкоманд. Они передвигались от города к городу и расстреливали наличных евреев.
С июля по декабрь 1941 года они отчитались о следующем числе убитых:
Эйнзацгруппа А (при группе армий «Север») – 136421 человек.
Эйнзацгруппа В (при группе армий «Центр») – 45000 человек до 14 ноября 1941 года (они уничтожили гораздо больше в 1942 году, но мы здесь считаем 1941).
Эйнзацгруппа С (при группе армий «Юг») – 118341 человек.
Итого – за полгода 299762 человек. В пересчете на год получаем 731000.
Крупнейшая индивидуальная акция НКВД – конечно, Катынь – 22000 человек. Крупнейшая индивидуальная акция Эйнзацгрупп – Бабий Яр, где за 2 дня было уничтожено 33700 человек. Стоит обратить внимание и на состав убитых. Убийство военнопленных – несомненное преступление. Но детей, женщин и стариков среди них не было.
Еще раз – это звёздный час НКВД. Все остальные периоды их истории были менее кровавыми.
Что же касается нацистов, то они в 1942 году пришли к выводу, что массовые расстрелы недостаточно производительны. И перешли к лагерям уничтожения. В течение 1942 года в четырех лагерях уничтожения – Хелмно, Треблинке, Собиборе и Бельжеце – было уничтожено 1.27 млн. человек. В последующие годы подключился Освенцим, и темпы еще возросли.
Никакого аналога лагерей уничтожения у НКВД не было никогда.
На том я стою – и не могу стоять иначе.