hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Про Пальмиру и Северную Пальмиру

В Диврей hаЯмим 2:8:4 рассказывается, как царь Шломо отстроил в пустыне город Тадмор: 

(3) И пошел Шеломо на Хамат-Цову и одолел ее. (4) И отстроил он Тадмор в пустыне...

 В параллельном месте в книге Млахим 1:9:18 говорится: 

(17) И отстроил Шеломо Гэзэр, и нижний Бэйт-Хорон, (18) И Баалат, и Тадмор [написано – Т-М-Р, без Д] в пустыне, в стране. 

Тадмор находится далеко в пустыне. По Мидрашу (Коhелет Раба 2:29), у Шломо был орел, на котором он мог слетать в Тадмор и вернуться в тот же день. В известной истории про Ѓиллеля, которого некий человек на спор одолевал дурацкими вопросами (Шаббат 31а), один из вопросов – почему у тадморцев [в Вавилонском Талмуде говорится «Тармод», «тармодцев»] слабые глаза. Потому что они живут среди песков, отвечает Ѓиллель. 

Где именно находится Тадмор – совершенно понятно, он и сегодня так называется. Он – в середине Сирии, в трех днях пути от Антиохии и в четырех от Евфрата. 



 

В эллинистические времена семитское «Тадмор» было воспринято как имеющее отношение к слову тамар (финиковая пальма), и по-гречески город стал называться Пальмира. 

Пальмира стала небольшим вассальным царством под началом Рима, а местные цари арабского происхождения – римскими гражданами и губернаторами. 

Звездный час Пальмиры наступил в середине 3-го века, когда в 260 г. Сасанидский царь Шапур I разбил и взял в плен императора Валериана. Пальмирский царь Оденат поддержал сына Валериана, Галлиена, против узурпаторов Макриана и Квиета и, расправившись с ними, захватил Эдессу, Низибис и Харран, и взял столицу Шапура - Ктесифон. 

В 267 году Оденат и его старший сын Иродион были убиты двоюродным братом Одената – Меонием. В заговоре, вроде бы, участвовала вторая жена Одената – Зенобия. То ли она казнила Меония, то ли его убили воины Одената. В любом случае, Зенобия и ее малолетний сын Вабаллат стали царями. Воспользовавшись междоусобицами на западе, Зенобия захватила Палестину, Египет и часть Малой Азии, и стала почти императрицей, правящей едва ли не третью Римской империи. В конце концов Аврелиан захватил ее в плен в 272 году, и в 274 провел по Риму в золотых цепях и поселил в почете на вилле в Италии. 

Вот как описывает ее Требеллий Поллион:

 (15) Лицо ее было смугловато, темной окраски, ее черные глаза отличались необыкновенным блеском, дух — божественный, очарование — невероятное. Белизна ее зубов была такова, что большинство думало, что у нее не зубы, а жемчужины. Голос — ясный и мужественный. (16) Суровость тиранов — там, где этого требовала необходимость, и милосердие добрых государей, где этого требовало великодушие. Она отличалась разумной щедростью, сокровища берегла лучше, чем это доступно женщинам. (17) Она пользовалась крытой повозкой, редко парадной, чаще ездила верхом. Говорят, что она часто проходила пешком с пехотинцами по три или четыре мили. (18) Охотилась она со страстностью испанцев. Она часто пила с вождями, хотя вообще была трезвенницей; пила она и с персами, и с армянами, так что в этом даже побеждала их. 

Христианские писатели, начиная с почти современного Афанасия Александрийского, говорят, что Зенобия была еврейкой. Но вроде это неубедительно – ее сына звали Вабаллат – по арабски Вахб-Аллат, любимец богини… 

Зенобия один раз упоминается в Талмуде (Иер. Трумот 47а) 

Заир бар Ханина попался при облаве. Пошли Р. Ами и Р. Шмуэль хлопотать за него. Сказала им царица Зенобия: «Из-за того, что Всевышний делал для вас чудеса, вы решили, что всё можете себе позволять?». В этот момент вошел сарацин с ножом и сказал ей: «Этим ножом Бар Нецар убил брата». И освободился Заир бар Ханина.

 

זעיר בר חנינא איתצד בספסיפה סלק רבי אמי ורבי שמואל מפייסה עלוי אמרה להון זנביה מלכותא יליף הוא ברייכון עבד לכון ניסין מעשוקין ביה עלל חד סרקיא טעין חד ספסר אמר להון בהדא ספסירא קטיל בר נצר לאחוי ואישתיזיב זעיר בר חנינא

 Таким образом, Зенобия помиловала Заира бар Ханину (или он как-нибудь сам освободился), узнав о том, что Бар Нецар убил брата. Бар Нецар, судя по всему, это родовое имя пальмирских царей - Меония и Одената. 

Шрира Гаон в своем «Послании» говорит, что Папа бар Нецар разрушил Неhардею в 259/260 г., вскоре после смерти Шмуэля. В Сэдер Олам Зута он называется Паса бар Нецарда. 

В Вавилонском Талмуде он называется не бар Нецар, а бен Нецар. В Ктубот 51а обсуждается вопрос: если замужняя женщина попала в плен и была осквернена, можно ли быть уверенным, что это было насилие (и тогда муж не должен с ней разводиться) или можно опасаться, что что-то происходило добровольно (и тогда муж должен развестись). Приводится две противоречащих барайты: 

  1. Если была в плену у царя, то было насилие, а если у разбойников – все может быть. 
  1. Если была в плену у разбойников, то было насилие, а если у царя – все может быть. 

Гемара снимает противоречие тем, что говорит: в первой барайте царь такой, как Ахашверош (женщина не может рассчитывать выйти за него замуж, значит – было насилие), а разбойник – как бен Нецар. А во второй – царь, как бен Нецар, а разбойники – просто разбойники. Как же это, спрашивает Гемара, в одном случае бен Нецар называется разбойником, а в другом – царем? Ответ: по сравнению с Ахашверошем он – разбойник, а по сравнению с простыми разбойниками – царь. 

Р. Йоханан (Иер. Таанит 25b) сказал: «Счастлив, кто увидит разрушение Тадмора. При разрушении Первого Храма они выставили 80000 тяжелых воинов, а при разрушении второго – 80000 лучников». В Йевамот 17а говорят: он же разрушен! Почему же мы не празднуем? С одного бока разрушен, отвечает Р. Аши, а с другого даже вырос. 

С течением времени Пальмира превратилась в маленькую деревню рядом с огромными развалинами монументальных сооружений, построенных Зенобией в течение ее краткого царствования. В 17 веке европейцы, путешествующие по Сирии, стали  туда наезжать. В 1751 г. два англичанина, Вуд и Доукинс, раскопали и подробно описали развалины Пальмиры. Книга с описанием впечатляющих античных развалин в сердце сирийской пустыни стала бестселлером. Популярность книги совпала с приходом к власти Екатерины II и ее дружбе с французскими просветителями.  

Я не смог найти, кому первому пришло в голову сравнить Петербург с Пальмирой, а Екатерину, стало быть, с Зенобией. Параллель, надо сказать, слишком хороша и выглядит несколько двусмысленно. Вольтер, вроде, предпочитал сравнивать с Семирамидой. 

Во всяком случае, Франсиско де Меранда, описывая свое путешествие по России в 1786-87 гг, называет Петербург Пальмирой Севера. Это не источник, дневники были опубликованы только в 1928 году. Так что для нас это интересно только как свидетельство того, что к этому моменту выражение уже устоялось. ». К. Ф. Рылеев в стихотворении «К Делии» (1820) писал:                                                                                                 

В Пальмире Севера прекрасной

Брожу в унынии, как сирота несчастный,

Питая мрачный дух тоской.

 

Subscribe

  • Роберт Капа

    Пересматривали хичкоковский "Окно во двор". Как известно, помимо детективно-триллерной, в фильме есть и любовная составляющая. Герой -…

  • (no subject)

    …<в 1927 г.) я получил письмо от Герцфельде: «Уфа» хочет инсценировать «Любовь Жанны Ней», фильм будет ставить…

  • (no subject)

    Смотря фильм Хичкока The Paradine Case, сдуру принял актрису из эпизода за Мэгги Смит, пока не сообразил, что фильм 1947 г., когда Мэгги Смит было 13…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Роберт Капа

    Пересматривали хичкоковский "Окно во двор". Как известно, помимо детективно-триллерной, в фильме есть и любовная составляющая. Герой -…

  • (no subject)

    …<в 1927 г.) я получил письмо от Герцфельде: «Уфа» хочет инсценировать «Любовь Жанны Ней», фильм будет ставить…

  • (no subject)

    Смотря фильм Хичкока The Paradine Case, сдуру принял актрису из эпизода за Мэгги Смит, пока не сообразил, что фильм 1947 г., когда Мэгги Смит было 13…