В антисемитском Интернационале, создаваемом Гитлером в Европе, было несколько народов, которым Гитлер почти ничего не мог предложить. Можно их пересчитать по пальцам одной руки: русские и белорусы, поляки, сербы. Может быть, чехи. Все – народы, занявшие правящие места в послеверсальском мире. То есть не то, чтобы им ничего не предлагали, но такую уж дешевку, что на нее трудно было купиться. Хотя все равно находились такие, что покупались.
Зато тем, кто в послеверсальском мире чувствовал себя ущемленным: хорватам, словакам, украинцам - предлагали побольше.
Трудно найти тех, кому достался кусок больше, чем хорватам. Небольшой народ получил после раздела Югославии кусок Словении, кусок Сербии, почти всю Боснию и Герцеговину. В 1941 году на этой территории было создано независимое хорватское государство с правлением собственных фашистов – усташей. В 1941 году население Независимой Хорватии составляло 6.9 млн. человек, из них 4.8 млн хорватов. Расчеты там не очень простые: хорваты записывали босняков-мусульман в хорватов, а в довоенной Югославии их записывали в сербов. По данным 1931 года, хорватов в Югославии 3.3 млн.
Особенность Хорватии в том, что важную роль в усташском правительстве играл классик хорватской – не очень богатой – литературы, Миле Будак. Он стал министром просвещения и культов – важная должность в стране, где главный враг – сербы – отличаются не языком, а только религией (одни – католики, другие –православные). Ему принадлежит популярный лозунг «Србе на врбе» - «Серба на вербу». Популярный украинский лозунг «москаляку на гiлляку» - заимствование.
Перефразируя известную фразу Победоносцева о евреях, он говорил, что треть сербов в Хорватии должна быть уничтожена, треть – выслана, а треть – перекрещена в католичество.
Усташи сами, без помощи немцев, построили концлагерь Ясеновац и занялись решением национальных вопросов. На территории Независимой Хорватии было 39000 евреев (20% уцелело). Сначала их уничтожали в Ясеноваце, а с появлением Аушвица стали отправлять туда, а в Ясеноваце переключились на цыган и сербов. Надо подчеркнуть, что вовсе не все хорваты поддерживали усташей – многие участвовали в коммунистическом сопротивлении. Сам Тито – хорват.
Как всегда в такой ситуации, оценки жертв различаются на порядок. Минимальные оценки говорят о 50-70 тыс. сербов, погибших в Ясеноваце, и 300-500 тыс. по всей Хорватии (из 1.8 млн).
В 1945 году коммунисты-партизаны захватили Будака и повесили. Глава усташей Палевич бежал в Аргентину и стал советником Перона. В 1957 году югославская разведка добралась до него, он был ранен и умер от ран в 1959 году.
Усташи понимали, что от партизан им ничего хорошего ждать не приходится. Поэтому они бежали в английскую оккупационную зону, в Австрию. Но партизаны ворвались туда и в городе Блайбурге устроили так называемое Блайбургское побоище. Как положено в такой ситуации, оценки жертв расходятся. Хорваты говорят о 60 тыс. жертв, Джилас - о 15 тыс. При систематических раскопках нашли 1200 останков.
В коммунистической Югославии Тито считал, что тему геноцида не надо афишировать. У него была своя концепция – чем слабее сербы, тем сильнее Югославия.
После распада Югославии началась война. В Хорватии к власти пришел бывший партизан <спасибо crusoe за уточнение> и коммунист, а с 1970-х годов диссидент-националист Туджман.
Среди прочих дел, при нем переименовали площадь Жертв Фашизма в центре Загреба в площадь Великих Хорватов. Во многих городах возникли улицы Миле Будака. В ответ на критику они говорили, что любим мы его не за это, помимо своей роли в движении усташей, он классик хорватской литературы (при Тито его книги были запрещены).
Туджман прославился также своей книгой «Ужасы войны», в которой, среди прочего, утверждал, что число погибших в Катастрофе евреев – 900 тысяч. Он правил 3 срока и умер в 1999 году. Говорят, что это спасло его от суда за военные преступления. После его смерти в Хорватии были избраны левые, которые запретили увековечение памяти усташей и отменили переименования. Но визит на мемориал в Блайбург до сих пор обязателен для каждого хорватского политика.
UPD: Вот пост iraan 2006 года, где она перечисляет разные группы в Югославии 2-й мировой войны. Очень интересно.