Как известно, почти в конце утренней службы в Шаббат (в Кдуше в Мусафе) повторяют слова «Шма Исраэль». Традиция связывают это с тем, что во времена оны вышел запрет от властей на чтение «Шма», и начальство присылало в синагоги чиновников, чтобы следили за выполнением запрета. А, когда чиновники уходили, тут-то, не вовремя, и читали «Шма». И в память об этом продолжают читать до сих пор.
Но когда и где был запрет?
Заинтересовавшись, я нашел главу «Происхождение двух постановлений» в книге р. Гриншпана «מלאכת מחשבת» (иврит), где он подробно разбирает источники на эту тему. Источники там интересные.
Бааль hаЭшколь (Прованс конец 11 в.) пишет:
Я нашел в респонсах гаонов, что говорят <Шма в Кдуше>, так как во времена р. Нахмана бар р. Ѓуна полностью запретил персидский царь Йезигерд читать «Шма». Что сделали мудрецы того поколения? Постановили спрятать «Шма» внутри Кдуши.
Таким образом, речь идет о гонениях во времена Йездигерда II (438-457). Его гонения на евреев описывает Шрира Гаон. Он говорит, что они были после смерти р. Нахмана бар р. Ѓуны. Среди гонений он упоминает закрытие всех академий, кроме Пумбедиты, закрытие синагог, и (вроде бы) запрет соблюдать Шаббат.
С другой стороны, хорошо известны гонения Йездигерда II на христиан в Сасанидской империи. Помимо преследования месопотамских христиан, известно, что он пытался насильно обратить вассалов-армян в зороастризм. Вот как описывает гонения современник событий – армянский историк Егише:
…запечатать входы в церкви; доставить в царскую казну все святые символы и сосуды; запретить обучение народа священниками; обучать народ верованиям магов; заставить монахов и монахинь носить светскую одежду; отменить законы о браке и разрешить многоженство, отцам – жениться на дочерях, братьям – на сестрах, дедам – на внучках; не осквернять огонь мусором и коровьим навозом; запретить убийство некоторых животных, но истреблять рептилий и червей; заставить народ мыть руки в коровьей моче, чтобы не загрязнять воду…
Армяне восстали, и в Аварайрской битве (451 г.) 66 тысяч армян были разбиты 220-тысячным персидским войском. Битву они проиграли, но через несколько лет, после смерти Йездигерда II его сын Пероз I запреты отменил.
Аварайрская битва (из армянской летописи)
С другой стороны, Раши в «Сефер hаПардес» пишет, ссылаясь на респонсы гаонов Моше (?) и Сар Шалома (843-853), что это было постановление христиан, мудрецов-хитрецов (תלמידי-תרמיתי) (наверное, правильно חרמיתי=монахов?), соединившихся с греками (שנתחברו עם היונים).
А в отрывках респонсов гаонов из Каирской генизы есть вот такой отрывок:
И так сказал рав Йеhудай Гаон (757-761), что запретили евреям в Эрец Исраэль читать Шма и молиться… а теперь, когда Всевышний уничтожил царство Эдома и отменил их запреты, и пришли измаильтяне, и позволили нам заниматься Торой, читать <Шма> и молиться, нам можно читать Шма только в соответствии с указаниями мудрецов.
Таким образом, по этим источникам, речь идет о преследованиях со стороны Византии, прекратившихся только с приходом ислама.
Так и остаемся в неведении.
Р. Гриншпан склоняется к тому, что запрет был со стороны христиан. Мотивирует расхождениями: в ссылке Бааль hаЭшколь говорится, что это было во времена р. Нахмана бар р. Ѓуна, а у Шриры гаона говорится, что р. Нахман бар р. Ѓуна умер перед приходом Йездигерда II. С другой стороны, это еще времена Гемары, а в Гемару эта история не попала.
UPD: в уже упомянутой армянской хронике Егише приводится пример зороастрийской пропаганды по отношению к армянам-христианам. Понятно, что эти претензии применимы и к иудаизму, и в особенности к чтению "Шма".