hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Как известно, почти в конце утренней службы в Шаббат (в Кдуше в Мусафе) повторяют слова «Шма Исраэль». Традиция связывают это с тем, что во времена оны вышел запрет от властей на чтение «Шма», и начальство присылало в синагоги чиновников, чтобы следили за выполнением запрета. А, когда чиновники уходили, тут-то, не вовремя, и читали «Шма». И в память об этом продолжают читать до сих пор.

 Но когда и где был запрет? 

Заинтересовавшись, я нашел главу «Происхождение двух постановлений» в книге р. Гриншпана «מלאכת מחשבת» (иврит), где он подробно разбирает источники на эту тему. Источники там интересные. 

Бааль hаЭшколь (Прованс конец 11 в.) пишет: 

Я нашел в респонсах гаонов, что говорят <Шма в Кдуше>, так как во времена р. Нахмана бар р. Ѓуна полностью запретил персидский царь Йезигерд читать «Шма». Что сделали мудрецы того поколения? Постановили спрятать «Шма» внутри Кдуши. 

Таким образом, речь идет о гонениях во времена Йездигерда II (438-457). Его гонения на евреев описывает Шрира Гаон. Он говорит, что они были после смерти р. Нахмана бар р. Ѓуны. Среди гонений он упоминает закрытие всех академий, кроме Пумбедиты, закрытие синагог, и (вроде бы) запрет соблюдать Шаббат. 

С другой стороны, хорошо известны гонения Йездигерда II на христиан в Сасанидской империи. Помимо преследования месопотамских христиан, известно, что он пытался насильно обратить вассалов-армян в зороастризм. Вот как описывает гонения современник событий – армянский историк Егише

запечатать входы в церкви; доставить в царскую казну все святые символы и сосуды; запретить обучение народа священниками; обучать народ верованиям магов; заставить монахов и монахинь носить светскую одежду; отменить законы о браке и разрешить многоженство, отцам – жениться на дочерях, братьям – на сестрах, дедам – на внучках; не осквернять огонь мусором и коровьим навозом; запретить убийство некоторых животных, но истреблять рептилий и червей; заставить народ мыть руки в коровьей моче, чтобы не загрязнять воду… 

Армяне восстали, и в Аварайрской битве (451 г.) 66 тысяч армян были разбиты 220-тысячным персидским войском. Битву они проиграли, но через несколько лет, после смерти Йездигерда II его сын Пероз I запреты отменил. 


Аварайрская битва (из армянской летописи)


 

С другой стороны, Раши в «Сефер hаПардес» пишет, ссылаясь на респонсы гаонов Моше (?) и Сар Шалома (843-853), что это было постановление христиан, мудрецов-хитрецов (תלמידי-תרמיתי) (наверное, правильно חרמיתי=монахов?), соединившихся с греками (שנתחברו עם היונים). 

А в отрывках респонсов гаонов из Каирской генизы есть вот такой отрывок: 

И так сказал рав Йеhудай Гаон (757-761), что запретили евреям в Эрец Исраэль читать Шма и молиться… а теперь, когда Всевышний уничтожил царство Эдома и отменил их запреты, и пришли измаильтяне, и позволили нам заниматься Торой, читать <Шма> и молиться, нам можно читать Шма только в соответствии с указаниями мудрецов.

Таким образом, по этим источникам, речь идет о преследованиях со стороны Византии, прекратившихся только с приходом ислама. 

Так и остаемся в неведении. 

Р. Гриншпан склоняется к тому, что запрет был со стороны христиан. Мотивирует расхождениями: в ссылке Бааль hаЭшколь говорится, что это было во времена р. Нахмана бар р. Ѓуна, а у Шриры гаона говорится, что р. Нахман бар р. Ѓуна умер перед приходом Йездигерда II. С другой стороны, это еще времена Гемары, а в Гемару эта история не попала.

UPD: в уже упомянутой армянской хронике Егише приводится пример зороастрийской пропаганды по отношению к армянам-христианам. Понятно, что эти претензии применимы и к иудаизму, и в особенности к чтению "Шма".

И все люди пребывают в заблуждении, когда говорят: «Смерть сотворил Бог, и злое, и доброе от него». Особенно, когда говорят христиане: «Бог ревнив, из-за вкушения с дерева одной фиги Бог сотворил смерть и повел человека под эту кару». Такой ревности и у человека к человеку не бывает, уж не говоря о Боге по отношению к людям, потому что, кто это говорит, тот глух и слеп и обманут дэвами Харамана 

 
Tags: еврейская история, история, конфессиональное
Subscribe

  • (no subject)

    Survivorship bias - в моей семье в узком смысле все уцелели: они все еще до войны жили кто в Баку, кто в Ташкенте. Дед с папиной стороны был уже не…

  • (no subject)

    А ко мне неожиданно нагрянул Яшка и повез пить кофе в красивое место. Нахес в чистом виде.

  • (no subject)

    Среди семейных реликвий, которые я разбираю, есть письмо карандашом из тюрьмы или из лагеря. Я отсканировал его, чтобы было более разборчиво. Деда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments