Санhедрин 102b
Рав Аши, собирался преподавать Мишну про то, что три царя – Иеровоам, Ахав и Менаше – не имеют доли в будущем мире. Он сказал: «Завтра будем учить про наших товарищей <то есть таких же ученых, как и мы>». Ночью явился во сне ему царь Менаше и сказал: «Ты нас назвал своими товарищами и товарищами своего отца?! С какой стороны режут хлеб после благословления?» Ответил р. Аши: «Не знаю». Сказал тот: «Ты не знаешь, с какой стороны режут хлеб, а назвал нас своими товарищами?!» Сказал р. Аши: «Научи меня, и я завтра расскажу от твоего имени». Ответил ему Менаше: «С того, где лучше <или раньше> всего пропеклось». Спросил его р. Аши: «Если вы были такими мудрыми, почему же вы поклонялись идолам?». Ответил ему <Менаше>: «Если бы ты там был, ты бы подвернул края плаща и побежал за нами». Назавтра, когда р. Аши выступал перед учениками, назвал он <Менаше> учителем.
סנהדרין 102b
רב אשי אוקי אשלשה מלכים אמר למחר נפתח בחברין אתא מנשה איתחזי ליה בחלמיה אמר חברך וחבירי דאבוך קרית לן מהיכא בעית למישרא המוציא אמר ליה לא ידענא אמר ליה מהיכא דבעית למישרא המוציא לא גמירת וחברך קרית לן אמר ליה אגמריה לי ולמחר דרישנא ליה משמך בפירקא אמר ליה מהיכא דקרים בישולא אמר ליה מאחר דחכימתו כולי האי מאי טעמא קא פלחיתו לעבודת כוכבים אמר ליה אי הות התם הות נקיטנא בשיפולי גלימא ורהטת אבתראי למחר אמר להו לרבנן נפתח ברבוותא
Что происходит в этой истории? Рав Аши – вавилонский мудрец одного из последних поколений Талмуда – хочет подчеркнуть в завтрашней лекции, что древние цари-идолопоклонники были не хуже нас с вами, и тем не менее соблазнились идолопоклонством. Ночью во сне ему является царь Менаше и пеняет ему, что он всего лишь сравнил его с собой.
- И это при том, - говорит Менаше, - что в твоих действиях есть элементы, не несущие никакой содержательной нагрузки. Вот, например, ты даже не задумываешься, с какой стороны разрезать хлеб. А мы знали и задумывались обо всём! В наших действиях не было ничего случайного.
- А если в ваших действиях не было ничего случайного, - робко спрашивает р. Аши, - как же получилось, что вы соблазнились идолопоклонством?
- Вы, пресные люди, у которых отрезали страсть к идолопоклонству, не представляете, какая это сила! Если бы ты был там, ты бы не сделал сознательный выбор, как я, а побежал бы,
Забавно, что эта hалаха, которую во сне сообщил раву Аши царь Менаше, - принята как hалаха и у Рамбама, и у Тура. Более того, поскольку есть различия в разных экземплярах Гемары (то ли лучше, то ли раньше пропеклось), есть разные hалахические мнения.
Маhарша объясняет вопрос Менаше символически: хлеб – единственный тип еды, благословение на который – не «сотворивший» а «извлекающий». Хлеб впервые упоминается после грехопадения: «В поте лица твоего есть будешь хлеб…». В этом смысле он символизирует тяжелую работу раскаяния. И на это намекает р. Аши Менаше: как в хлебе ты благословляешь лучшую его часть, так и меня ты не можешь оценить, не зная, как я делал тшуву.
Но меня этот рассказ заинтересовал как хорошая иллюстрация разных преставлений о свободе воли.
В нашем отрывке противопоставляется выбор случайный (свободный, но несодержательный) выбору осознанному. Р. Аши никогда не задумывался, где надрезать хлеб. Можно сказать, что его выбор – случайный, то есть свободный. В отличие от этого, Менаше вносит в это глубокие соображения: где сильнее всего проявляется хлебная сущность.
В ответ на это р. Аши задает вопрос: «Если все ваши действия были так глубоко продуманы, как же получилось, что вы совершили такой страшный грех, как идолопоклонство?»
Ответ, который он получил: «Более высокий уровень принятия решений – не гарантия правильного решения. В нашем случае высокая степень понимания противостояла сильным страстям, о которых ты представления не имеешь. Если бы ты был подвержен таким страстям и при этом сохранил нынешнюю степень осознания – ты бы побежал поклоняться идолам, закатав полы халата».