hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

В ивритской Википедии несколько интересных статей про классические еврейские источники, упоминающие эфиопских евреев. 

В Египте периодически оказывались рабы-евреи из Эфиопии. Радбаз во второй половине 16 века несколько раз упоминает их в разных респонсах. Так, при обсуждении причины разливов Нила, он говорит: 

И есть несколько доказательств тому, что разлив этой реки <Нила> связан с дождями:

 

Вот, приходят из земли Куш неевреи, купцы, люди правдивые, и рассказывают, что в земле Куш, начиная от земли Аль-Хабаш <Абиссиния>, три или четыре месяца идут бесконечные дожди, так что люди не могут выйти из дому. И вода собирается в ручьи и озера, и все это выливается в Нил, и он разливается. И говорят, что период, когда Нил разливается здесь, соответствует периоды дождей там. И я также спрашивал их мудрецов, и все говорили мне, что Нил разливается от дождей. И еще я смотрел в их книгах, и всюду написано, что причина разлива Нила - дожди или таяние снегов. И я также спрашивал их мудрецов, и все говорили мне, что Нил разливается от дождей. И еще я смотрел в их книгах, и всюду написано, что причина разлива Нила - дожди или таяние снегов. И еще написано в их книгах, что некоторые из древних царей посылали посланцев, чтобы узнали, что это за река и откуда она берет начало, и те засвидетельствовали, что река начинается с большой горы, называемой Джебель аль-Катар, или Белая гора, и разливается от дождей.

 

И еще получил я свидетельство от р. Ицхака аль-Хабаши, который пришел из той страны, когда ему было 15 лет, а там жил на берегу Нила. И он говорит, что дожди начинаются там в месяце нисане, и набирают силу в месяцы Таммуз и Ав, и из-за сильных дождей жители города не могут выходить. И он подтвердил, что разлив Нила в Египте связан с дождями там. 

 

В другом месте, Радбаз отвечает на вопрос: 

Спросил меня человек, который купил раба-абиссинца из евреев, живущих в земле Куш, как ему вести себя с ним, и выходит ли тот в шестой год, и распространяются ли на него остальные законы, связанные с рабами.

 

<..>

Если кто-то купил раба-абиссинца, то, после того, как выяснилось, что он еврей, - это вовсе не покупка раба, а выкуп пленного, и на каждом еврее лежит заповедь выкупа пленных, чтобы он не перемешался с другими народами. И этот человек, поскольку первым купил его, удостоился выполнить важную заповедь. А законы рабов к этому случаю вообще неприменимы.

 

Могло бы возникнуть другое сомнение, так как все эти абиссинцы, живущие в земле Куш, ведут себя как караимы, последователи Цадока и Боэтуса, и мы не обязаны выкупать их или поддерживать. Мне, однако же, кажется, что эти слова <то, что не должны поддерживать караимов> относятся к тем, кто живет среди раввинистов и насмехается над словами мудрецов. Что же касается тех, кто пришел из земли Куш, то они несомненно происходят из колена Дана, и из-за того, что не было среди них мудрецов-хранителей традиции, поняли они слова писания по простому смыслу. И, если бы их научили, они не стали бы бунтовать против слов мудрецов. Поэтому они - как ребенок, оказавшийся в плену у неевреев. И знай, что Цадок и Боэтус жили во времена Второго Храма, а колено Дана оказалось в изгнании раньше, И, даже если есть сомнение, обязаны мы их выкупать.

 

Однако, касательно родословной, я опасаюсь, что их браки действительны, а разводы сделаны не по правилам наших мудрецов, так как они вообще не понимают ничего в законах браков и разводов. 

За 50-70 лет до этого, в 1485-88 гг., р. Овадия из Бертиноро (почему-то ашкеназы любят называть его Бертанура), видел нескольких таких пленных в Египте

…И я видел двух из них в Египте, они немного черные, но не как кушим, и нельзя было понять, соблюдают ли они караимскую или рабанитскую Тору. Некоторые вещи, как огонь в жилище в Шаббат, они делают как караимы, а некоторые - как раввинисты. Они говорят, что происходят от колена Дана. Я видел их своими глазами и слышал своими ушами, хотя эти люди и не знают святого языка, да и по-арабски едва говорят, так что местные жители с трудом их понимают.

 



Tags: еврейская история
Subscribe

  • (no subject)

    Захожу в "Тамбур" за каким-то рожном за 29 шекелей. Протягиваю ему 40 шекелей наличными. Он мне дает сдачу 91 шекель. - Ты чего? - говорю я ему. -…

  • (no subject)

    Сегодня едем мы с Полиной. Звонок. Вопреки обыкновению, я зачем-то ответил на незнакомый номер. По-русски: - Григорий, я такой-то сякой-то, полиция…

  • (no subject)

    Позавчерашний вечер нестрашных приключений происходил так. Жена велела купить орешков и еще овощей. Орешки надо покупать только в одном месте: на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment