В ивритской Википедии несколько интересных статей про классические еврейские источники, упоминающие эфиопских евреев.
В Египте периодически оказывались рабы-евреи из Эфиопии. Радбаз во второй половине 16 века несколько раз упоминает их в разных респонсах. Так, при обсуждении причины разливов Нила, он говорит:
И есть несколько доказательств тому, что разлив этой реки <Нила> связан с дождями:
Вот, приходят из земли Куш неевреи, купцы, люди правдивые, и рассказывают, что в земле Куш, начиная от земли Аль-Хабаш <Абиссиния>, три или четыре месяца идут бесконечные дожди, так что люди не могут выйти из дому. И вода собирается в ручьи и озера, и все это выливается в Нил, и он разливается. И говорят, что период, когда Нил разливается здесь, соответствует периоды дождей там. И я также спрашивал их мудрецов, и все говорили мне, что Нил разливается от дождей. И еще я смотрел в их книгах, и всюду написано, что причина разлива Нила - дожди или таяние снегов. И я также спрашивал их мудрецов, и все говорили мне, что Нил разливается от дождей. И еще я смотрел в их книгах, и всюду написано, что причина разлива Нила - дожди или таяние снегов. И еще написано в их книгах, что некоторые из древних царей посылали посланцев, чтобы узнали, что это за река и откуда она берет начало, и те засвидетельствовали, что река начинается с большой горы, называемой Джебель аль-Катар, или Белая гора, и разливается от дождей.
И еще получил я свидетельство от р. Ицхака аль-Хабаши, который пришел из той страны, когда ему было 15 лет, а там жил на берегу Нила. И он говорит, что дожди начинаются там в месяце нисане, и набирают силу в месяцы Таммуз и Ав, и из-за сильных дождей жители города не могут выходить. И он подтвердил, что разлив Нила в Египте связан с дождями там.
В другом месте, Радбаз отвечает на вопрос:
Спросил меня человек, который купил раба-абиссинца из евреев, живущих в земле Куш, как ему вести себя с ним, и выходит ли тот в шестой год, и распространяются ли на него остальные законы, связанные с рабами.
<..>
Если кто-то купил раба-абиссинца, то, после того, как выяснилось, что он еврей, - это вовсе не покупка раба, а выкуп пленного, и на каждом еврее лежит заповедь выкупа пленных, чтобы он не перемешался с другими народами. И этот человек, поскольку первым купил его, удостоился выполнить важную заповедь. А законы рабов к этому случаю вообще неприменимы.
Могло бы возникнуть другое сомнение, так как все эти абиссинцы, живущие в земле Куш, ведут себя как караимы, последователи Цадока и Боэтуса, и мы не обязаны выкупать их или поддерживать. Мне, однако же, кажется, что эти слова <то, что не должны поддерживать караимов> относятся к тем, кто живет среди раввинистов и насмехается над словами мудрецов. Что же касается тех, кто пришел из земли Куш, то они несомненно происходят из колена Дана, и из-за того, что не было среди них мудрецов-хранителей традиции, поняли они слова писания по простому смыслу. И, если бы их научили, они не стали бы бунтовать против слов мудрецов. Поэтому они - как ребенок, оказавшийся в плену у неевреев. И знай, что Цадок и Боэтус жили во времена Второго Храма, а колено Дана оказалось в изгнании раньше, И, даже если есть сомнение, обязаны мы их выкупать.
Однако, касательно родословной, я опасаюсь, что их браки действительны, а разводы сделаны не по правилам наших мудрецов, так как они вообще не понимают ничего в законах браков и разводов.
За 50-70 лет до этого, в 1485-88 гг., р. Овадия из Бертиноро (почему-то ашкеназы любят называть его Бертанура), видел нескольких таких пленных в Египте:
…И я видел двух из них в Египте, они немного черные, но не как кушим, и нельзя было понять, соблюдают ли они караимскую или рабанитскую Тору. Некоторые вещи, как огонь в жилище в Шаббат, они делают как караимы, а некоторые - как раввинисты. Они говорят, что происходят от колена Дана. Я видел их своими глазами и слышал своими ушами, хотя эти люди и не знают святого языка, да и по-арабски едва говорят, так что местные жители с трудом их понимают.