Новая история контактов эфиопских евреев с большим еврейским миром связана с тремя личностями.
Первый из них - востоковед Жозеф Галеви (Joseph Halévy). В 1868 году он совершил экспедицию в Абиссинию по заданию Alliance Israélite Universelle. Поездка носила в основном этнографический характер, Галеви изучил гезский язык (и впоследствии стал профессором гезского языка в Ecole des Hautes Etudes в Париже). Подробный и грамотный отчет произвел впечатление, и через год Галеви послали в новую экспедицию - на этот раз в Йемен. Экспедиция была оплачена Академией надписей и изящной словесности, и Галеви собрал более 800 сабейских надписей.
Через много лет, в 1904 г., ученик Галеви, уроженец Лодзи, Яаков Файтлович, отправился в новую экспедицию, оплаченную Эдмондом Ротшильдом. Перед экспедицией стояла задача "оценить количество, расселение, экономическую и социальную ситуацию фалашей".
Файтлович был сионист и энтузиаст. Его влияние на эфиопскую общину трудно переоценить. В рекомендациях, адресованных Alliance Israélite , он говорил о разрыве между культурным уровнем фалашей и их полудиких соседей, о необходимости создания сети еврейских школ и об экономической помощи, о переговорах с императором об упорядочении стстуса фалашей.
Алянс не поверил и предложил послать дополнительную экспедицию. В качестве ее руководителя Альянс предложил молодую восходящую звезду: рава Хаима Нахума.
Хаим Нахум (1872-1960) - интересный персонаж. Уроженец Смирны, он учился в ешивах в Тверии, затем учился в Константинополе светским наукам во Французском Лицее (получил степень по предмету "Исламский закон"). Затем учился в Париже в раввинской семинарии (и там получил смиху) и параллельно восточным языкам и философии в Сорбонне.
Нахум Эффенди
Нахум Эффенди и тогдашний египетский президент Наджиб, 1953 г.
Файтловичу предложили принять участие в экспедиции под руководством Хаима Нахума. Он отказался и, одновременно, отправился в свою экспедицию. В Абиссинии они встретились, сухо поздоровались, и разошлись. Выводы Хаима Нахума в корне противоречили выводам Файтловича. В литературе можно найти упоминания о том, что он отказался считать их евреями. Это не так, он, хотя и был равом, не рассматривал их галахический статус. Как ученый, он провел антропометрические исследования и не нашел расовых различий между эфиопами-христианами и евреями.
Главный же вывод его для Альянса состоял в том, что (вопреки Файтловичу) культурный уровень фалашей не отличается он культурного уровня эфиопов-христиан, что нет никакой необходимости создавать широкую сеть еврейских школ, за исключением самых базовых. Понятно, что Альянсу такой вывод понравился.
Интересна дальнейшая судьба Хаима Нахума. Сразу после возвращения из Абиссинии он получил от младотурков, к которым был близок, должность главного раввина (хахам-баши) Османской империи. Он был членом турецкой делегации в Лозанне и получил от турецкого правительства титул эффенди за дипломатические заслуги. В 1923 году его пригласили на должность главного раввина Египта.
Он был крайне антисионистски настроен. После провозглашения Израиля египетские власти потребовали от него осуждения сионистов и молитв за победу египетского оружия. Осудить он, вроде, сквозь зубы осудил, а от молитвы за победу наотрез отказался.
Ему пришлось увидеть, как вся 80-тысячная египетская община, за исключением нескольких сот человек, снялась и переехала в Израиль. Он остался генералом без армии. В последние годы он совершенно ослеп и умер в 1960 году. Последние египетские евреи его похоронили. Египетские власти похоронили его с большой помпой, но в наше время могила его разбита и заброшена.
А Файтлович, разочаровавшись в Альянсе, обратился за средствами к американским евреям. Он предпринимал все новые и новые экспедиции, привозил учебники иврита, врачей и медикаменты.
С 1930 года Файтлович поселился в Израиле, принадлежал к ревизионистскому направлению, но дружил с Ицхаком Бен-Цви.
Мы уже упоминали его в связи с итальянскими герами.
Он умер в 1955 году в Тель-Авиве.