hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Хороша страна Болгария!

 

 Болгария оказалась страной очень небогатой. Окраины больших городов состоят из обшарпанных провинциальных советских многоэтажек 70-х годов, дороги в основном разбитые, по ним едет множество "Москвичей" и "Жигулей", а такжк УАЗов, автобусов ПАЗ и пр… (Оговорюсь, что в Софию мы не заезжали). 

Но, если, так сказать, материальная культура сильно совпадает с постсоветской или даже поздне-советской, духовно болгары показались мне бесконечно далекими от совка. 

 

Для сравнения – мы летели через Бухарест, так как это сильно дешевле, и в аэропорту взяли машину. Выборка небольшая, но за несколько часов пребывания в Румынии мы успели столкнуться с неприятным сервисом: в обменном пункте прямо на границе с Болгарией сидит тетка, лузгает семечки и отказывается принимать болгарские деньги. Для проезда по Румынии надо заплатить дорожный налог (в Болгарии тоже так, но у нас была болгарская машина, и это нас не касалось), соответствующая, как они говорят, виньетка, продается на ближайшей к границе бензоколонке. Но на бензоколонке хмурая тетка сообщает, что виньеток на 1 и 3 дня у нее не завезли, так что приходится купить на неделю. Окраины Бухареста, кстати, невероятно напоминают провинциальный советский город 80-х годов, а центр красивый, но мы там не останавливались, только мимо проехали. 

Так вот, за 11 дней в Болгарии мы ни разу не столкнулись ни с одним неприятным человеком: все люди, с которыми нам довелось общаться, были теплыми и приветливыми. И это касается не только туристского сервиса. Болгары производят впечатление духовно очень здорового народа с крепкой крестьянской основой.  

Множество народу передвигается по дорогам на телегах с автомобильными колесами, чаще запряженных лошадьми, но иногда даже традиционными волами. В Родопах на лугах повсюду работают косари.

На дорогах стоят бабульки в павлово-посадских платках, продают ягоды, мед, молоко и домашний плоский сыр. Павлово-посадский платок – верный признак того, что его носительница – мюслем. В родопской глубинке едва ли не в большинстве деревень и городков живут помаки (болгары-мусульмане). Они еще более патриархальны и приветливы. А православные болгары одеваются по-городскому.

Кипу на голове они замечают и сразу понимают, что это такое. И вопросы задают. Вопрос об этнической принадлежности там отнюдь не запретный, а наоборот, как мне показалось, совершенно естественный для начала разговора. Нас они легко классифицировали, как русских евреев, живущих в Израиле.

Мы подвозили поддатого лесника (пьяных в русском смысле слова мы ни разу не встречали). Он всю дорогу болтал, непрерывно повторяя: "У меня тройка по русскому". Но объясниться всё равно было нетрудно. "Я старый болгар", – говорил он, - "я старый славян! Я всю жизнь проработал здесь в лесу. И я скажу – и евреи, и даже турки, и даже помаки – это всё люди!"

В Родопах очень много всяких мест для приема туристов – гостиниц, къщ и вилл. Всё это обслуживает, главным образом, не иностранцев, которых там почти нет, а болгар, которые любят там отдыхать. Гостиница, где мы жили, представляет собой трехэтажное здание, разделенное на две половины с разными хозяевами. На каждой половине на первом этаже – холл и хорошо оборудованная кухня, а на 2 и 3 – по две комнаты. Итого – 8 комнат.

Хозяева разные, но обслуживает всё это крестьянская девушка Соня из соседнего городка. Приходит и ненавязчиво делает всё. Заметит, что Полина что-то постирала и повесила на балконе – вечером на балконе стоит сушилка. Я в первое же утро сбегал в лес и собрал грибов (их там невероятное количество). Соня сыроежки забраковала (впоследствии она так же забраковала подберезовик). Они собирают только боровики - манатарки и лисички. Забраковав сыроежки, просто из любезности она сходила и принесла замороженных манатарок из своих запасов.. Соня приносит желающим парного молока и простокваши из своего дома. Полина заикнулась, нельзя ли сходить посмотреть, как доят корову. Соня ответила что-то не очень понятное, и Полина поняла, что, мол, непросто, но назавтра Соня сама позвонила хозяйке гостиницы, чтобы та нам объяснила по-русски, что надо подъехать в 8 вечера в соседнее Ракитово, и там она нас будет ждать. Была там в без 3 минут 8 и повела нас к себе домой. У них с матерью 2 коровы, кролики, куры. Ее мать подоила корову и позвала нас в дом. Посадила за стол, принесла угощение - букеты черники. Дом очень бедный - две женщины, почти без мебели, но очень чистый.

Дети впервые столкнулись с патриархальным гостеприимством, оно их сильно поразило.

 - Почему они нас так принимают, почему провожают до ворот?

 - Потому что они от прадедов обучились заповеди принимать гостей.

Чтобы закончить с этнографией: по дороге, в прекрасном лесу в ущелье речки Бистрицы наткнулись на цыганский табор. Весь этот пост должен был сопровождаться кучей фотографий. Но уже в Маале Адумим мы заехали по дороге к родителям, показали им фотки, а потом, по дороге от них до дома где-то посеяли фотоаппарат со всеми четырьмястами фотками. Обидно до слёз. Может, еще найдется.

По-болгарски лес называется гора. И действительно, все горы покрыты потрясающими лесами, разумеется, с вертикальной зональностью. Я насчитал не меньше 6 зон: в самом низу - южные, с вьющимся хмелем и дикой алычой (алыча растет и вдоль дорог). Чуть выше - широколиственные, с огромными вязами и дубами. Примерно около них - сосновые. Чуть выше - смешанные. Затем - тайга с огромными елями и  пихтами. А еще немного выше - мелкие сосны и ели с загнутыми верхушками, как на Севере.

Среди этих лесов - множество озёр, в основном искусственных, с плотинами, построенными в 50-60 годы. Болгары приезжают туда с палатками, ловят рыбу. Я - никакой рыбак, но мы покупали свежую пъстърву - форель, которую мы готовили на мангале.

В лесах - грибы. Действительно, неспортивно собирать сыроежки: лисичек и манатарок видимо-невидимо. Помимо грибов - земляника. Странное ощущение - идешь по лесу и больше не хочется земляники.

Поскольку мы летели через Бухарест, то останавливались по дороге: по пути туда - в сказочной деревне Боженцы недалеко от Габрово, а по пути обратно - в гостинице в Великом Тырново, с видом на реку. Спали под кваканье лягушек из реки.

Авось найдется фотик, тогда помещу фотографии.

 

Tags: Болгария, путевые заметки
Subscribe

  • (no subject)

    Смешно. Еще ополиткоррекченный эпизод в русском переводе "Матиуша". В оригинале плохо вели себя никакие не мальчишки, а сами черные короли.…

  • (no subject)

    В "Матиуше" Фелек ворчит на Матиуша: – Эх, знаем мы цену королевской милости! На войне под пулями и Фелек хорош. А как по балам и…

  • (no subject)

    А "Король Матиуш" в русском переводе, оказывается, ощутимо ополиткоррекчен. A książe afrykański prosił, żeby się Maciuś śpieszył. Bo…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • (no subject)

    Смешно. Еще ополиткоррекченный эпизод в русском переводе "Матиуша". В оригинале плохо вели себя никакие не мальчишки, а сами черные короли.…

  • (no subject)

    В "Матиуше" Фелек ворчит на Матиуша: – Эх, знаем мы цену королевской милости! На войне под пулями и Фелек хорош. А как по балам и…

  • (no subject)

    А "Король Матиуш" в русском переводе, оказывается, ощутимо ополиткоррекчен. A książe afrykański prosił, żeby się Maciuś śpieszył. Bo…