Болгария оказалась страной очень небогатой. Окраины больших городов состоят из обшарпанных провинциальных советских многоэтажек 70-х годов, дороги в основном разбитые, по ним едет множество "Москвичей" и "Жигулей", а такжк УАЗов, автобусов ПАЗ и пр… (Оговорюсь, что в Софию мы не заезжали).
Но, если, так сказать, материальная культура сильно совпадает с постсоветской или даже поздне-советской, духовно болгары показались мне бесконечно далекими от совка.
Для сравнения – мы летели через Бухарест, так как это сильно дешевле, и в аэропорту взяли машину. Выборка небольшая, но за несколько часов пребывания в Румынии мы успели столкнуться с неприятным сервисом: в обменном пункте прямо на границе с Болгарией сидит тетка, лузгает семечки и отказывается принимать болгарские деньги. Для проезда по Румынии надо заплатить дорожный налог (в Болгарии тоже так, но у нас была болгарская машина, и это нас не касалось), соответствующая, как они говорят, виньетка, продается на ближайшей к границе бензоколонке. Но на бензоколонке хмурая тетка сообщает, что виньеток на 1 и 3 дня у нее не завезли, так что приходится купить на неделю. Окраины Бухареста, кстати, невероятно напоминают провинциальный советский город 80-х годов, а центр красивый, но мы там не останавливались, только мимо проехали.
Так вот, за 11 дней в Болгарии мы ни разу не столкнулись ни с одним неприятным человеком: все люди, с которыми нам довелось общаться, были теплыми и приветливыми. И это касается не только туристского сервиса. Болгары производят впечатление духовно очень здорового народа с крепкой крестьянской основой.
Множество народу передвигается по дорогам на телегах с автомобильными колесами, чаще запряженных лошадьми, но иногда даже традиционными волами. В Родопах на лугах повсюду работают косари.
На дорогах стоят бабульки в павлово-посадских платках, продают ягоды, мед, молоко и домашний плоский сыр. Павлово-посадский платок – верный признак того, что его носительница – мюслем. В родопской глубинке едва ли не в большинстве деревень и городков живут помаки (болгары-мусульмане). Они еще более патриархальны и приветливы. А православные болгары одеваются по-городскому.
Кипу на голове они замечают и сразу понимают, что это такое. И вопросы задают. Вопрос об этнической принадлежности там отнюдь не запретный, а наоборот, как мне показалось, совершенно естественный для начала разговора. Нас они легко классифицировали, как русских евреев, живущих в Израиле.
Мы подвозили поддатого лесника (пьяных в русском смысле слова мы ни разу не встречали). Он всю дорогу болтал, непрерывно повторяя: "У меня тройка по русскому". Но объясниться всё равно было нетрудно. "Я старый болгар", – говорил он, - "я старый славян! Я всю жизнь проработал здесь в лесу. И я скажу – и евреи, и даже турки, и даже помаки – это всё люди!"
В Родопах очень много всяких мест для приема туристов – гостиниц, къщ и вилл. Всё это обслуживает, главным образом, не иностранцев, которых там почти нет, а болгар, которые любят там отдыхать. Гостиница, где мы жили, представляет собой трехэтажное здание, разделенное на две половины с разными хозяевами. На каждой половине на первом этаже – холл и хорошо оборудованная кухня, а на 2 и 3 – по две комнаты. Итого – 8 комнат.
Хозяева разные, но обслуживает всё это крестьянская девушка Соня из соседнего городка. Приходит и ненавязчиво делает всё. Заметит, что Полина что-то постирала и повесила на балконе – вечером на балконе стоит сушилка. Я в первое же утро сбегал в лес и собрал грибов (их там невероятное количество). Соня сыроежки забраковала (впоследствии она так же забраковала подберезовик). Они собирают только боровики - манатарки и лисички. Забраковав сыроежки, просто из любезности она сходила и принесла замороженных манатарок из своих запасов.. Соня приносит желающим парного молока и простокваши из своего дома. Полина заикнулась, нельзя ли сходить посмотреть, как доят корову. Соня ответила что-то не очень понятное, и Полина поняла, что, мол, непросто, но назавтра Соня сама позвонила хозяйке гостиницы, чтобы та нам объяснила по-русски, что надо подъехать в 8 вечера в соседнее Ракитово, и там она нас будет ждать. Была там в без 3 минут 8 и повела нас к себе домой. У них с матерью 2 коровы, кролики, куры. Ее мать подоила корову и позвала нас в дом. Посадила за стол, принесла угощение - букеты черники. Дом очень бедный - две женщины, почти без мебели, но очень чистый.
Дети впервые столкнулись с патриархальным гостеприимством, оно их сильно поразило.
- Почему они нас так принимают, почему провожают до ворот?
- Потому что они от прадедов обучились заповеди принимать гостей.
Чтобы закончить с этнографией: по дороге, в прекрасном лесу в ущелье речки Бистрицы наткнулись на цыганский табор. Весь этот пост должен был сопровождаться кучей фотографий. Но уже в Маале Адумим мы заехали по дороге к родителям, показали им фотки, а потом, по дороге от них до дома где-то посеяли фотоаппарат со всеми четырьмястами фотками. Обидно до слёз. Может, еще найдется.
По-болгарски лес называется гора. И действительно, все горы покрыты потрясающими лесами, разумеется, с вертикальной зональностью. Я насчитал не меньше 6 зон: в самом низу - южные, с вьющимся хмелем и дикой алычой (алыча растет и вдоль дорог). Чуть выше - широколиственные, с огромными вязами и дубами. Примерно около них - сосновые. Чуть выше - смешанные. Затем - тайга с огромными елями и пихтами. А еще немного выше - мелкие сосны и ели с загнутыми верхушками, как на Севере.
Среди этих лесов - множество озёр, в основном искусственных, с плотинами, построенными в 50-60 годы. Болгары приезжают туда с палатками, ловят рыбу. Я - никакой рыбак, но мы покупали свежую пъстърву - форель, которую мы готовили на мангале.
В лесах - грибы. Действительно, неспортивно собирать сыроежки: лисичек и манатарок видимо-невидимо. Помимо грибов - земляника. Странное ощущение - идешь по лесу и больше не хочется земляники.
Поскольку мы летели через Бухарест, то останавливались по дороге: по пути туда - в сказочной деревне Боженцы недалеко от Габрово, а по пути обратно - в гостинице в Великом Тырново, с видом на реку. Спали под кваканье лягушек из реки.
Авось найдется фотик, тогда помещу фотографии.