. В журнале mike67 ввязался в дискуссию
mike67 пишет:
Сам же по себе День чеченской женщины был учрежден год назад в память о том, как 15 сентября 1819 года 46 чеченских девушек из уничтоженного Ермоловым Дади-Юрта утопили в Тереке паром с русскими солдатами (скорее всего, легенда, но какова!).
Майк, конечно, умалчивает о том, что вообще-то чеченские девушки погибли вместе с русскими солдатами. Русские вырезали этот аул, и судьба пощаженных молодых девушек была, в общем-то, ясна. Они предпочли утопить себя и русских солдат.
Но дальше Майк пишет:
Кстати, первый из добившихся известности чеченских художников, Петр Захаров, трехлетним мальчиком был подобран в том же Дади-Юрте у трупа матери казаком Захаром Недоносовым. Впоследствии воспитывался в семье родственника Алексея Петровича Ермолова – генерала Петра Ермолова, с чьей помощью в итоге поступил в Российскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Из того же Дади-Юрта был вывезен и другой мальчик - Батай Шахмурзаев, который, получив воспитание в семье барона Андрея Розена, стал генералом. Впрочем, первым чеченским генералом российской армии был Александр Чеченский из аула Алды, подобранный опять же мальчишкой, все теми же, как несложно догадаться, русскими солдатами, и воспитанный (читатель уже зевает) у будущего героя Отечественной войны 1812 г. Николая Раевского. У этих русских никакого разнообразия!
Приведу несколько выдержек из своих комментов. За немногими исключениями, не буду приводить комменты своих, с позволения сказать, оппонентов. Из брезгливости.
Я: Турки тоже забирали детей в янычары, некоторые из которых могли сделать карьеру.
Имперское сознание относит к своей славе то, что Империи служат дети покоренных народов. А сами народы испытывают дополнительную боль от потери сыновей.
<..>
А каким цветом вы обозначите боль за еврейских детей, спасенных во время Катастрофы в монастырях и воспитанных как христиан? Это непростой вопрос, и я не хочу однозначных ответов. Наоборот, хочу, чтобы Вы поняли неоднозначность этих ответов.
NN: По-моему, подобную боль могут испытывать только родители этих конкретных детей. Сторонние люди, спекулирующие на этом сюжете, да еще и 70 лет спустя, вызывают, мягко говоря, недоумение<..> …сюжет про еврейских детей, коварно спасенных католиками, мне уже не в первый раз встречается в ЖыЖе.
Я: Да не коварно спасенных, а героически спасенных с нешуточным риском для жизни. Но, тем не менее, для народа потерянных.
А вот еще такая история, без Катастрофы
http://idelsong.livejournal.com/5059.ht
NN: Мне кажется, что "тем не менее" тут не применимо. Просто нельзя эти вещи противопоставлять друг другу. Еврейский народ "потерял" в 20 веке миллионы сыновей и дочерей, которые радостно ассимилировались в США, Европе и СССР - абсолютно сознательно и добровольно. На этом фоне траур по небольшому количеству еврейских детей, воспитанных католиками, выглядит несколько... Плохо выглядит, в общем.
Я: Извините за сравнение. Наверное, сочувствие к изнасилованным женщинам выглядит несколько странно на фоне миллионов женщин, проделывающих то же самое сознательно и добровольно.
Я: Казаки и генералы, перебившие жителей Дади-Юрта, а потом пожалевшие маленьких детей и спасшие их, достойны всяческой похвалы за естественные человеческие чувства и благодарности от воспитанников. Но чеченскому народу не за что им быть благодарными: спасённые к нему не принадлежат.
Козел: А вы, соответственно, желаете быть объективными таким вот образом, дескать спасти - спасли, "а где шапочка?" И маразма своей позиции ("всё имеет две стороны и т.п.") не понимаете ни разу..
Я: Я хочу подчеркнуть героизм Ирены Сендлеровой, которая спасла более 2000 детей из Варшавского гетто, раздала из по польским семьям и сохранила списки всех детей , именно, чтобы их можно было найти после войны. В Гестапо от нее хотели получить эти списки и пытали, но списков так и не нашли.
Или Гертруды Бабилинской (я писал о ней когда-то http://idelsong.livejournal.com/197
Для Вас это "шапочка", а для нас - смысл существования народа. "Здесь провал сильнее наших сил" - именно наличие этого провала я и хотел продемонстрировать хозяину журнала.
Я: Кстати, спасенный чеченский ребенок из хрестоматии не был благодарен за спасение, предпочитал одну жизнь свободного чеченца двум - спасенного пленника.
Мцыри, разумеется.
UPD: Там в журнале, с попустительства хозяина, поналезли уж совсем хорошие. Поэтому, из соображений личной гигиены, я ликвидировал все свои комменты.