hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Про мимикрию

Один знакомый, московский еврей, рассказывал про то, как у них в гостях был (присутствовавший при рассказе) израильский мальчик. Он был у них на даче, и, когда понадобилось куда-то пройти по деревне 

- …прямо вот так вот взял и пошёл. В кипе!

- А что? - спросил я.

- Но там же антисемиты!

 

- И я и мои дети всегда так ходим в любой стране, и никакой маскировочной кепочки не надеваем, – сказал я. – И, кстати, никогда не бывало никаких инцидентов. 

И вдруг мой близкий друг, отец того мальчика, человек, который в советские времена не то, чтобы не боялся властей, но, по крайней мере, сидел в отказе, учил и преподавал Тору, встречался с иностранцами – одним словом, вёл себя в те времена так, как будто ничего не боится, чего, увы, я не могу сказать о себе,  - говорит: 

- А я тоже всегда хожу за границей в кепочке! Зачем мне нужны какие-то инциденты? 

- Но это же унизительно! 

Мы с Полиной стали вспоминать, как в Праге видели какию-то харедимскую организованную группу: женщины в длинных юбках и париках, мужчины, как на подбор - в одинаковых черных кепочках, как в униформе. Выглядело это жалко, смешно и унизительно. Смешно, другой сын моего друга, бывший десантник, тоже стал было объяснять мне, что надо маскироваться, а то, мол, зачем нужны лишние инциденты.  

Я же защищал альтернативную точку зрения: если существует серьёзная опасность (не знаю, может быть, в нынешнем Париже это так, я был в Париже >10 лет назад и как раз там слышал всякие высказывания в свой адрес от арабов. Ну и черт с ними, я не червонец, чтобы меня все любили) - значит, надо воздержаться от поездок туда. Но мимикрия в любом случае недопустима. 

- Надо ли рисковать ради какой-то символики!? - вопрошал мой московский гость. 

- Это не символика, а человеческое достоинство. Конечно, человеческое достоинство стоит дороже, чем - в данном случае, минимальный - риск. 

Сам же мой друг напомнил мне (а я не нашел источника, не знаю, не легенда ли это), как, после высылки евреев из Испании, многие амстердамские евреи сохранили деловые контакты с Испанией и ездил туда. Инквизиция не сразу набрала обороты, и, если переодеться в христианскую одежду и не афишировать своё еврейство, вполне можно было приехать в Испанию. 

Так вот, в Амстердаме тех, кто совершал такие путешествия, не вызывали к Торе: они совершили грех, ради торговли оказавшись в условиях, где были вынуждены скрывать своё еврейство. 

На ту же тему - как всегда, стоит процитировать Жаботинского

… в одном городе Юга ждали как-то погрома. Я был в числе дозорных и обходил с двумя товарищами базары – понаблюдать, не начинается ли где-нибудь беда. При этом, проходя среди русской толпы, мы инстинктивно старались придавать себе «русское» выражение липа и говорить с московским акцентом. Мне кажется, что не из трусости и даже не из каких-либо особенных конспиративных соображений, а чисто по инстинкту: мы бессознательно чувствовали, что теперь удобнее стушевать наше еврейство и не привлекать внимания. На одном из базаров, где было много народу, мне бросился в глаза старый еврей, в пейсах и долгополом кафтане. Он пробирался среди толпы осторожно, и по лицу его чувствовалось, что он понимает опасность и боится. Но мне при взгляде на него пришло в голову, что он хоть и боится, а не делает и не может сделать попытки затушевать свои еврейские признаки. Он знает, что внешность его бросается и глаза и привлекает внимание враждебной толпы, но ему даже не могло прийти в голову, что следовало бы не казаться евреем. Он от малых лет сроднился с мыслью, что он – еврей и должен быть евреем, и теперь не мог бы даже вообразить, как это он да станет не похож на еврея, хотя бы и в минуту крайней опасности. Оттого он, который боялся, чувствовал себя в эту минуту внутренне свободнее нас, которые, может быть, не боялись в простом смысле этого слова, но все-таки инстинктивно прятали то, что он выставлял напоказ. Ибо мы от малых лет сроднились с мыслью, что мы, правда, евреи, но не должны быть евреями. Он – Божию милостью еврей; мы – осужденные на вечное еврейство. 

Почему меня это волнует, легко объяснить. Потому же, почему меня задевает, когда евреи едут в Германию (давно бы уж надо было привыкнуть).  

Потому что это демонстрирует всему человечеству важную вещь: у нас как у народа нет чувства собственного достоинства. 

Израильский опыт немного вывел нас из галута, но, увы, недостаточно.

 

 


Tags: злобность, социум
Subscribe

  • (no subject)

    Слово "злобожадный" забанено в Гугле.

  • (no subject)

    Есть такое поселение - Йитав. Когда-то это был кибуц, и название его - аббревиатура, честь Ицхака Табенкина. Но постепенно кибуц вымер, а в поселении…

  • (no subject)

    Йевамот 63а Жена Рава вечно изводила его. Попросит ее проготовить чечевицу - приготовит хумус. Попросит приготовить хумус - приготовит чечевицу.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

  • (no subject)

    Слово "злобожадный" забанено в Гугле.

  • (no subject)

    Есть такое поселение - Йитав. Когда-то это был кибуц, и название его - аббревиатура, честь Ицхака Табенкина. Но постепенно кибуц вымер, а в поселении…

  • (no subject)

    Йевамот 63а Жена Рава вечно изводила его. Попросит ее проготовить чечевицу - приготовит хумус. Попросит приготовить хумус - приготовит чечевицу.…