Дон Ицхак Абарбанель в комментарии к нашему недельному разделу пишет:
Я видел во многих древних книгах у народов, что у Ноаха был четвертый сын, родившийся после потопа, и черпают доказательство из стиха (Берешит 9:18): «И были сыны Ноаха, выходящие из ковчега: Шем, и Хам, и Йефет…», тем самым четвертого Ноах родил после того, как вышел из ковчега.
И звали этого сына Йонико, и говорят, что он был великий мудрец и изобрёл все астрономические инструменты после потопа, и предсказывал будущее, и, в частности, предсказал четыре царства, о которых впоследствии пророчествовал Даниэль. И что Йонико пошел со всеми людьми в землю Эйтан, и что он дал совет Нимроду, как воцариться над всем миром, и много других историй. Но, поскольку Тора вообще не упоминает никого, кроме трёх сыновей Ноаха, не подобает нам верить в этого четвертого. И Тора вовсе не упоминает, чтобы ему досталась доля или надел. И в книгах народов также не говорится, чтобы у него были потомки, правнуки или внуки. Поэтому я склонен думать что <Йонико> был из потомков сыновей Ноаха, упомянутых в Торе. Может быть, это был Эвер, который был мудрейшим из людей своего поколения. И, поскольку он получил мудрость на коленях у Ноаха в его старости, стали называть его сыном, как называют внуков сыновьями. И поэтому назвали его Йонико, от слова "йонэк" - "кормится молоком", за его мудрость, которой он кормился от Ноаха и Шема.
Абарбанель упоминает нееврейские, но есть и немногочисленные еврейские источники, упоминающие загадочного Йонико.
Современник Абарбанеля, Авраам Закуто, пишет в "Сефер hаЙохасин":
Наши мудрецы, благословенна их память, упомянули, что после потопа Ноах родил сыновей и дочерей. У него был четвертый сын Йонико, который был великим мудрецом. После потопа он стал изучать астрономию и обучил ей весь мир... Он обучил Нимрода, как воцариться от над сыновьями Хама.
Есть и немного более старый источник: хроника Ирахмиэля бен Шломо. Сам он жил в 12 веке в Италии, но хроника известна по более поздней компиляции Элазара бен Ашера (14 в.) в Прирейнских землях. В этой компиляции, от имени Ирахмиэля, говорится:
Я, Ирахмиэль, нашел в книге Страбона из Кафтора, что Нимрод был сыном Шема. Когда Ноаху было сто лет, он родил сына по своему образу и подобию и назвал его Йонитес. Его отец, Ноах, дал ему подарки и отослал его в страну Эйтан, которую он взял во владение до самого моря Элиохора <т.е. восходящего солнца>. А злодей Нимрод пошел к Йонитесу, чтобы обучиться его мудрости, так как на нем пребывал дух Господа. Но Йонитес при помощи астрологии знал, что Нимрод-злодей придет к нему за советом, как он может получить власть. Он рассказал ему о четырех царствах из видения Даниэля. И Йонитес сказал Нимроду, что первыми воцарятся потомки Ашшура...
Ирахмиэль сам пишет, что источник у него нееврейский. Конечно, не Страбон, а, судя по всему, опосредованно, популярная христианская книга "Откровение Мефодия Патарского". Эта книга написана по-сирийски, как принято считать, в VII в., после арабского завоевания, но атрибутирована епископу города Патар в Ликии (Малая Азия) Мефодию, жившему в III-IV вв. "Откровение" было очень популярно в Византии в греческом переводе, было переведено на латынь и на славянский. В нем также присутствует земля Эйтам (или Эоам), и море Гелиохора, сын Ноаха становится основателем астрономии, Нимрод получает от сына Ноаха предсказания о четырех царствах. Имя, правда, сильно варьирует в разных источниках: по-гречески Монитон, Онитон, Ионитон, в сирийском тексте - Йотон, в славянском - Мунут или Мунт.
На Западе, впрочем, утвердился вариант Йонитус, или, в Италии, Джонитус. Современник Ирахмиэля, Петр Коместор (Petrus Comestor) в популярной Historia Scholastica, ссылаясь на Мефодия, приводит рассказ о Йонитусе, почти дословно совпадающий с рассказом Ирахмиэля.
Похоже, что самый ранний христианский источник, упоминающий четвертого сына Ноаха - там его зовут Йонтоном - это "Книга о пещере сокровищ", атрибутируемая Ефрему Сирину (4 в.). Там говорится, что Йонтон обучил Нимрода астрологии, и тем самым заложил основу персидской религии огнепоклонства.
Разнообразные христианские источники, упоминающие Йонитуса, интересно рассмотрены вот здесь.
С распространением моды на астрономию и астрологию, разумеется, имя основателя этой науки получило повсеместное распространение. На колокольне Джотто во Флоренции, на одном из шестигранных барельефов, изображающих основателей искусств, наук и ремесел - Эвклида, Пифагора, Аристотеля и Платона, Юваля и Тувалкаина (основателей музыки и кузнечного дела) - нашлось место и Джонитусу.
Таким образом, в нашем отрывке Абарбанель:
1. Отмечает противоречие между Торой и common knowledge.
2. Предлагает мидраш, снимающий противоречие.
3. Отвергает common knowledge на основании противоречия пшату Торы.
4. Предлагает разумную минимальную гипотезу, чтобы снять противоречие