hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Как известно, в Мишне Шаббат говорится: 

И вот hалахот, которые были сказаны на чердаке у Ханании бен Хизкии бен Гарона, когда пришли навестить его, подсчитали и оказалось, что <представителей> школы Шамая больше, чем <представителей> школы Ѓилеля, и в тот день вынесли 18 постановлений. 

История выглядит, как демократическая парламентская игра: школа Шамая всегда находилась в оппозиции, в какой-то момент по случайности они оказались в большинстве, и, воспользовавшись техническим большинством, немедленно приняли 18 законов. 

 

Обстоятельства, при которых хахамим собрались на чердаке у Ханании бен Хизкии, описаны там же в Гемаре (Шабат 13b): 

Сказал р. Йеhуда сказал Рав: однако надо помянуть добром того человека, и зовут его Ханания бен Хизкия. Если бы не он, была бы книга Ихезкиэля сокрыта, так как в ней были вещи, противоречащие Торе. Что он сделал? Взял 300 кувшинов масла [видимо, для освещения], сел на чердаке и стал давать объяснения. 

Таким образом, Ханания бен Хизкия составил комментарий к книге Ихезкиэля (и тем спас ее от запрета). Видимо, для того, чтобы послушать этот комментарий, мудрецы собрались у него на чердаке. И там вдруг оказалось, что школа Шамая представлена в большинстве, и тут же приняли 18 постановлений. 

В Иерушалми история выглядит не столь мирной: 

Р. Йеhошуа Онайя говорил: Ученики школы Шамая стояли снизу и убивали учеников школы Ѓилеля. Другая версия: Шестеро из них поднялись, а остальные стояли с мечами и дротиками. 

В Вавилонском Талмуде (Шабат 17а) тоже написано, что там происходило какое-то насилие: 

Вынули меч в Бейт Мидраше, сказали: тот, кто хочет войти, пусть войдет, а тот, кто хочет выйти, пусть не выходит. В тот день был Ѓилель склонен и сидел перед Шамаем, как один из учеников. И был этот день тяжел для Израиля, как день, когда сделали <золотого> тельца. 

Таким образом, исходя из этих историй, картина выглядит не как парламентские баталии, а как вооруженное столкновение, в котором школа Шамая, применив силу, заставила принять постановления. Надо полагать, что и Ханания бен Хизкия сам принадлежит к школе Шамая. 

Помимо истории про книгу Ихезкиэля, Ханания бен Хизкия упоминается еще в одном контексте: как автор Мегилат Таанит. Мегилат Таанит - это такой список памятных дат, когда можно или нельзя устраивать посты. Ханания бен Хизкия написал ее, "потому что они любили неприятности", говорит Гемара. В конце Сколиона - комментария к самой Мегилат Тааанит - говорится, что ее написал не Ханания бен Хизкия, а его сын Элазар. С тем же обоснованием (не единственным) так как они любили неприятности. 

Известный исследователь Шмуэль Сафрай считает, что и собрание на чердаке, где были приняты постановления, тоже относится не к Ханании, а к Элазару. Вслед за Грецем, он считает очень разумной идентификацию Элазара бен Ханании с Элеазаром, сын первосвященника Анания, которого упоминает Иосиф Флавий (Иуд. Война 17:2) 

В то же время Элеазар, сын первосвященника Анания, - чрезвычайно смелый юноша, занимавший тогда начальнический пост, - предложил тем, которые заведовали порядком богослужения, не принимать больше никаких даров и жертв от не-иудеев. Это распоряжение и было собственно началом войны с римлянами, потому что в нем заключалось отвержение жертвы за императора и римлян. Как ни упрашивали первосвященник и знатнейшие особы - не отменить обычного жертвоприношения за верховную власть, они все-таки не уступали, полагаясь отчасти на свою многочисленность (их сторону держали наиболее сильные из недовольной партии), отчасти же и преимущественно - на Элеазара, предводителя храмовой стражи. 

Таким образом, он считает, что одно из постановлений состояло в том, чтобы не принимать жертвоприношения у неевреев. И что этот отказ, истолкованный римлянами как вопиющая нелояльность, и явился сигналом к началу войны. 

Кстати, в Истории про Камцу и Бар-Камцу причиной войны также явился отказ принять жертвоприношение.


Tags: еврейская история
Subscribe

  • (no subject)

    Посмотрели вчера почти двухчасовую передачу, где 91-летняя Эра Коробова рассказывает о своей жизни и о разных людях. Там все смотреть приятно. Мне…

  • (no subject)

    Встречаю уборщика Махсуда около дома. Спрашиваю его: - Как у тебя дела? Все в порядке? - Хам дураля, - отвечает он мне. (На самом деле, конечно,…

  • (no subject)

    Смешно. Висит в каком-то баре. Написано шрифтом Раши: "Если ты можешь это прочитать, значит, ты датлаш (бывший религиозный)" Это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • (no subject)

    Посмотрели вчера почти двухчасовую передачу, где 91-летняя Эра Коробова рассказывает о своей жизни и о разных людях. Там все смотреть приятно. Мне…

  • (no subject)

    Встречаю уборщика Махсуда около дома. Спрашиваю его: - Как у тебя дела? Все в порядке? - Хам дураля, - отвечает он мне. (На самом деле, конечно,…

  • (no subject)

    Смешно. Висит в каком-то баре. Написано шрифтом Раши: "Если ты можешь это прочитать, значит, ты датлаш (бывший религиозный)" Это…