hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Последний первосвященник Второго Храма

Иудейская война 4:3:6-8 

6. Приниженность и робость народа рядом с неистовством названной партии [зелотов] усугублялись до того, что последняя даже присвоила себе право избрания первосвященников. Она отвергла привилегии тех фамилий, из которых по преемственности назначались первосвященники, и выбирала простых людей низкого звания для того, чтобы в них иметь сообщников своих насилий; ибо люди, достигшие высшего достоинства без всяких заслуг, должны были служить послушным орудием в руках тех, которым они обязаны были своим положением. Тех же, которые еще могли препятствовать им, они путем разных интриг и наушничаний восстановили друг против друга и затем воспользовались их взаимными распрями для своих целей. Так, наконец они, пресыщенные преступлениями против людей, обратили свою наглость и против Бога и с оскверненными ногами вторглись в Святая Святых.

 

 

7. Но тогда против них поднялся народ, подстрекаемый на то старейшим из первосвященников, Ананом - в высшей степени умным человеком, который, если бы избежал рук палачей, быть может, и спас бы город. Разбойники же превратили тогда храм божий в укрепление против грозных волнений народа; святыня служила им исходным пунктом для тирании. К своим злодействам они присовокупили еще издевательство, действовавшее еще чувствительнее, чем первые. Они хотели именно испытать, как далеко простирается страх народа перед ними, и испробовать вместе с тем свои собственные силы - и вот они осмелились избрать первосвященников по жребию в то время, как сан этот, как мы уже заметили, переходит по наследству. Для оправдания своего дерзкого нововведения они ссылались на какой-то древний обычай и уверяли, что и в былые дни первосвященническое достоинство давалось по жребию. В сущности же это было уничтожение бесспорного закона - средство к возвышению их власти, к насильственному захвату высшего достоинства, к чему они, собственно, и стремились.

 

8. Таким образом, они созвали одно из священнических отделений, называемое Элиахимом, и выбрали первосвященника по жребию. Случайно жребий выпал на человека, личность которого ярко осветила все безумие их затеи, на некоего Фаннию, сына Самуила из деревни Афта. Он не только не был достоин носить звание первосвященника, но был настолько неразвит, что не имел даже представления о значении первосвященства. Против его воли они вытащили его из деревни, нарядили, точно на сцене, в чужую маску, одели его в священное облачение и наскоро посвятили в то, что ему надлежит делать. Для них это гнусное дело было только шуткой и насмешкой, другие же священники обливались слезами при виде того, как осмеивается закон, и стонали над профанацией священных должностей. 

Аристократ Иосиф Флавий глубоко возмущен нарушением установленного порядка. Но у хазаль картина выглядит несколько по-другому (Тосефта Йома 1:6): 

Заповедь, чтобы первосвященник выделялся из своих братьев воспитанием, силой, богатством, мудростью [и красотой]. Если у него нет средств, пусть возвеличат его братья, как сказано (Ваикра 21:10): "И священнослужитель, великий из братьев своих..." - чтобы его братья сделали его великим. Говорят про Пинхаса из Хабаты, когда выпал ему жребий стать первосвященником, пошли за ним казначеи и начальники, и нашли его работающим в каменоломне. И наполнили מחצב (видимо, весь разлом, откуда он высекал камни) золотыми динарами.

 

Сказал Р. Ханания бен Гамлиэль [сын раббана Гамлиэля]: он не был каменотёсом! Ведь он был нашим зятем! [то есть родственником семьи р. Гамлиэля и Ѓилеля]. Пошли его искать и нашли пашущим землю, как сказано про Элишу (Млахим 1 19:19): “…и нашел Элишу, сына Шафата, когда тот пахал; двенадцать пар (волов) пред ним, а сам он при двенадцатой”. 

В других источниках его называют Пинхас hаСатат (каменотёс). 

То есть, каменотёс - это верх бедности и унижения, а что землю пахал, еще не говорит о бедности: может быть, он пахал ее вместе с работниками, как Элиша.

Таким образом, жребий революционеров-зелотов пал на человека, близкого к семье Ѓилеля, в противовес знатным семействам.

 


Tags: еврейская история
Subscribe

  • Роберт Капа

    Пересматривали хичкоковский "Окно во двор". Как известно, помимо детективно-триллерной, в фильме есть и любовная составляющая. Герой -…

  • (no subject)

    …<в 1927 г.) я получил письмо от Герцфельде: «Уфа» хочет инсценировать «Любовь Жанны Ней», фильм будет ставить…

  • (no subject)

    Смотря фильм Хичкока The Paradine Case, сдуру принял актрису из эпизода за Мэгги Смит, пока не сообразил, что фильм 1947 г., когда Мэгги Смит было 13…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments