В выступлении в Думе 8 июня 1906 г. Столыпин привел такую статистику террора:
С октября месяца <1905 г.> до 20 апреля <1906> их <должностных лиц> было убито 288, а ранено 383, кроме того было 156 неудачных покушений.
На фоне волны террора, захлестнувшей Россию в 1905-7 гг., несколько убийств, совершенных "Союзом русского народа", почти незаметны.
Первое убийство состоялось 18 (31) июля 1906 г. в Териоках (нынешний Зеленогорск). Был убит депутат Гос. Думы от кадетов Герценштейн и ранена его 17-летняя дочь. Герценштейн был крещеный еврей, профессор Московского сельскохозяйственного института. В кадерской партии он был председателем аграрной комиссии, и, собственно, кадетская программа по аграрному вопросу - принудительная национализация земли - была его детищем.
19 мая (1 июня) 1906 Герценштейн выступал в Думе с полемикой по аграрному вопросу, и вызвал ярость правых следующим высказыванием:
Принудительное отчуждение вводится в интересах государственной пользы, а это предусмотрено нашими основными законами. Чего же вы теперь ожидаете? Вы хотите, чтобы зарево охватило целый ряд губерний?! Мало вам разве опыта майских иллюминаций прошлого года, когда в Саратовской губернии чуть ли не в один день погибло 150 усадеб?!
Правые восприняли "майские иллюминации" как подстрекательство, и с этого момента на Герценштейна посыпались угрозы.
Интересно, что московская черносотенная газета "Маяк" сообщила об убийстве Герценштейна в день убийства. Обнаружилось, что тираж газеты был отпечатан за час до убийства.
Кадеты, демонстративно отказывавшиеся осудить эсеровский террор, собиравшие деньги на ПСР и настаивавшие в Думе на полной амнистии всем политзаключенным (в противовес предложению Государственного совета амнистировать всех, кроме террористов) - в данном случае начали шумную кампанию по обвинению правительства в нежелании расследовать убийства.
Русская полиция, действительно, не желала, но, поскольку убийство Герценштейна произошло в Териоках, его расследовала независимая финская полиция. Параллельно кадеты провели свое независимое расследование и предоставили финнам свидетелей из исключенных членов боевой организации "Союза Русского народа".
Второе убийство - Иоллоса - произошло 27 (14) марта 1907 г. Иоллос был еврей, депутат Думы от кадетов ,. С 1890 г. он жил в Берлине и печатал в "Русских ведомостях" корреспонденции из Берлина. После манифеста 17 октября он вернулся в Россию, вступил в партию кадетов и был избран в I Думу.
Летом 1907 г. руководитель эсеровской "Боевой организации" Гершуни опубликовал статью "Кошмар", где рассказывал следующее:
28 мая в Петербурге, в место, где обыкновенно собирается революционная молодежь, явился юноша и начал расспрашивать, не могут ли ему указать кого-нибудь из социалистов-революционеров, имеющих связи с Партией. Крайне взволнованный вид его, настойчивость, с которой он добивался свидания, искренний тон внушил доверие и, несмотря на отсутствие паролей, его тотчас же отвели к партийному работнику.
Молодой рабочий по фамилии Федоров рассказал, что некоторое время он познакомился с человеком по имени Казанцев, назвавшимся представителем "Боевой организации". Казанцев сказал Федорову, что
…один граф изменил „Партии"; он выдал много товарищей, и они теперь все сидят в крепости по делу об экспроприации в Фонарном переулке. „Партия" неоднократно посылала графу письма с требованием содействовать освобождению товарищей, но он не подчиняется. «Партия» решила убить его.
Таким образом Федоров подложил бомбы в доме Витте. Бомбы були найдены и обезврежены. Через некоторое время Федоров получил новое задание:
В „Партии" один изменил, присвоив себе 80 тысяч из экспроприированных денег. „Партия" приговорила его к смерти. Деньги эти находятся на сбережении у какого-то еврея; и как только того, изменившего, убьют, еврей струсит и сейчас же деньги отдаст „Партии".
Федоров убил Иоллоса. Назавтра из газет он узнал, что, оказывается, убил левого, и заподозрил неладное.
В Москве (приблизительно в апреле) я к Казанцеву начал приставать, чтобы познакомил меня со своей Пapтией. Он все откладывал. Наконец, я не выдержал, стал объяснять ему, почему ты не имеешь партийной выдержки, как-то не читаешь никаких брошюр, не можешь говорить так, как сознательный человек. Он мне на это ответил, что у нас такая программа, как можно держать себя конспиративнее и выдавать себя за черносотенца. Я на это ответил, что только не с теми товарищами, с которыми ведем дело. Он, Казанцев, говорит, что вам Партия еще не доверяет, потому не заслужили этого.
В конце концов Федоров окончательно убедился, что Казанцев - черносотенец. Он встретился с Казанцевым, который должен был передать ему бомбу и, улучив момент, зарезал того кинжалом. И вот, обратился к Партии, чтобы „все открыть".
Гершуни заканчивает статью патетически:
Страна стоит беспомощной, перед всеми этими ужасами, совершенными Союзом Русского Народа. Мы заранее знаем, что высокопоставленные и коронованные члены Союза прикажут „замять" всю эту историю. Мы заранее знаем, что все эти Тороповы, Буксгевдены и проч. — имя им легион — получат лишь благодарность от своего царя — идейного руководителя всех этих патриотических боевых дружин.
<..>
Bcе эти таинственная убийства, нападения, экспроприации, черной полосой покрывали страну — к ним, как будто, отыскивается ключ.
Молодым, горячим головам, ропщущим на партийную дисциплину и предпочитающим работать самостоятельно, вне этой дисциплины, трагедия жертв черносотенных замыслов да послужит грозным предостережением.
Учитывая, как я уже говорил, что в то же самое время Боевая организация под руководством Гершуни устраивала буквально сотни кровавых терактов - пафос выглядит не очень убедительно. Да и вся история выглядит странно. Хотя, вроде бы, основные факты подтверждаются и официальной справкой Департамента полиции "О противозаконной деятельности членов Союза русского народа".
Предположим, всё же, что вся история действительно выглядит так, как ее описывают Гершуни и Департамент полиции.
Попробуем подытожить:
1. За то время, что Союз Русского Народа организовал 2-3 политических убийства, левые революционеры организовали буквально сотни терактов.
2. Даже для этих немногочисленных терактов, СРН обманом вербовал исполнителей из революционных кругов.
3. Не эсеровское, а мэйнстримовское кадетское общественное мнение демонстрировало ярко выраженные двойные стандарты. Кадеты не осуждали многочисленные теракты революционеров, но убийство Герценштейна называли "безумно-постыдными средстами борьбы", "диким и варварским насилием", "предательски-гнусным... злодейским убийством" (А.Гейфман. Революционный террор в России, 1894-1917, гл.7)
4. Не следует, конечно, забывать, что СРН был "за власть". А власть не бездействовала в борьбе с террором, а казнила революционеров десятками тысяч. И эти казни кадеты, конечно, осуждали очень горячо.
UPD: Обратите внимание на комменты. Мне исправили несколько значительных неточностей. Большое спасибо.