hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Про Петра

В книге "Запреты и разрешения Раши", посвященной законам Песаха, сказано от имени Раши:

... и после этого поют песню, упомянутую в трактате Псахим, - Нишмат. И есть такие, кто говорят, что эту песню ввел тот негодяй Шимон-петер хамор [игра слов: петер хамор = первенец осла], ошибка Рима, когда сидел на скале. И не дай Бог, чтобы такое мнение существовало в Израиле, и тот, кто это говорит, когда построят Храм, должен будет принести жирную очистительную жертву.

То же самое почти слово в слово сказано от имени Раши в Махзоре Витри.

Но в другом месте Махзора Витри, от имени раббену Тама, говорится, что Шимон Кифа написал пиют "Этен теhила" с описанием службы в Йом Кипур.

 

Ш.-Д. Луццато пишет, что в другом махзоре, 1301 г., говорится, что "Шимон бен Кифа, которого зовут святой Пьеро из Рима, сочинил этот пиют, после того, как основал для них веру в Ешу и поместил себя на всю жизнь в башню в Риме и питался хлебом в горести и водою в нужде".

Петер хамор - нередкое словосочетание для обозначения данного персонажа.

Рааван (р. Элиэзер бен Натан, Майнц, 1090-1170) пишет:

<запрещено называть объект идолопоклонства по имени>, но можно называть <прозвищами>, как это принято у нас, когда мы говорим: "петер хамор", "развалина" или "бездна".

В "Сефер Хасидим" (конец 12 в.) говорится:

Еврея, изменившего веру, называют прозвищами... например, если его зовут Авраам, называют Афрам (от эфер - зола) и тому подобное. И даже если он праведник, а они совратились за ним, как Шимон Кифа, называемый  "петер хамор".

Опубликованный в 1915 г. сборник "Оцар мидрашим", содержащий старые и редкие мидраши, приводит мидраш "Агадта де-Шимон Кифа" в нескольких разных версиях. Вот так выглядит более длинная версия:

И было, после этих событий, и разросся спор между христианами и иудеями. Если христианин видел иудея, он убивал его. И продолжалась эта беда 30 лет. И собирались христиане тысячами и десятками тысяч, и не давали иудеям собираться на праздники в Храм. И была беда в Израиле, как в день, когда сделали тельца. И не знали иудеи, что делать, но вера их продолжалась и крепла.

И вышли двенадцать человек, и разошлись по двенадцати царствам, и пророчествовали свои пророчества  в лагере, и соблазнились за ними иудеи. А они были люди именитые, и усилили они веру в Ешу, так как говорили, что они его посланцы, и собралось за ними множество народа из сыновей Израиля.

И увидели мудрецы это злое дело, и огорчились этим, и сказали:

"Ой нам, согрешили мы, что в наш дни случилось в Израиле это злое дело, о каком не слышали мы и наши отцы"

И огорчились они, и сели и плакали, и возвели очи горе и сказали:

"Господь Бог небесный, дай нам совет, что делать, так как не знаем мы, что делать, и к тебе направлены наши очи, ибо из-за того человека проливается невинная кровь среди народа твоего - Израиля. Доколе будет нам это западнёй, что рука христиан усиливается на нас, и они убивают из нас многих, так что мы становимся немногочисленны. Из-за наших грехов случилось это с нами, дай нам совет, как нам отделиться от них!"

И было, когда кончили они говорить, встал один старец из старцев, по имени Шимон Кифа, и он мог слышать Бат-Коль <то есть был почти пророком>. и сказал им: "Слушайте меня, братья мои и народ мой! Если хороши мои слова в ваших глазах, я отделю этих людей от общества сынов Израиля, и не будет у них доли и надела в Израиле, но Вы примете на себя <мой> грех. И все ответили: "Примем на себя грех, но сделай то, что ты сказал".

И пошел он в Храм, и записал там Великое Имя, и разорвал свою плоть, и спрятал в нее свою запись, и вышел из Храма, и вынул запись, и выучил Великое Имя, и пошел в столицу христиан и возопил там: "Кто верит в Ешу, придите сюда, ибо я его посланец!" И сказали ему: "Дай нам знак и знамение!" Сказал он им: "Какой знак вы хотите?" – "Дай нам такие знаки, какие давал Ешу при жизни". И сказал он им: "Приведите мне прокаженного". И привели ему прокаженного, и он исцелил его. И сказал он им: "Принесите мне мертвого". И принесли ему мертвого, и тот положил на него руку, и тот встал на ноги. И увидели те люди, и упали на лицо свое, и сказали: "Действительно, ты посланец Ешу, ибо он делал нам так при жизни"

И сказал им Шимон Кифа: "Я посланец Ешу и он велел мне пойти к вам. Поклянитесь, что сделаете то, что я вам заповедую". И ответили они: "Все, что ты заповедуешь, сделаем".

И сказал им Шимон Кифа: "Знайте, что Ешу ненавидел Израиль и его Тору, как пророчествовал Ишаяhу (1:14) "Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя". И знайте, что не хочет он Израиля, как пророчествовал Ѓошеа (1:9): "...потому что вы не Мой народ".  И, несмотря на то, что он мог бы истребить их повсюду в одно мгновение, он не хочет их уничтожить. Он хочет их сохранить, чтобы его повешение и побитие камнями запомнились из рода в род, и все страдания, которые он принял, чтобы спасти вас от Геhенома.

Потому он предупреждает вас и заповедует вам: 

- Не делайте зла никакому иудею.

- Если скажет иудей христианину: "Пройди со мной парсу (=парасанг, от 3.9 до 5.7 км)" - пусть пройдет с ним две парсы.

- И если ударит его иудей в левую щеку, пусть подставит ему правую, чтобы получили они награду в этом мире и попали в Геhеном в будущем мире.

И вот он заповедует вам:

- Не празднуйте праздник Мацот, а празднуйте день его смерти.

- А вместо праздника Шавуот отмечайте праздник через 40 дней после того, как был он побит камнями, а потом поднялся на небо.

- А вместо праздника Суккот празднуйте его день рождения, а на 8 день - день его обрезания.

И сказали они: "Всё, что ты заповедал, выполним, только если ты останешься с нами".

И сказал он: "Я останусь с вами, если вы выполните то, что он заповедал мне, чтобы я питался хлебом в горести и водою в нужде. А вы постройте мне башню посреди города, и я буду жить в ней до дня своей смерти.

И сказали они: "Сделаем по твоим словам". И построили они ему башню, и он поселился в ней, и служил Богу наших отцов Авраама, Ицхака и Яакова, и сочинял пиюты, и посылал во все границы Израиля, чтобы были они памятью о нем во всех поколениях, и все свои пиюты посылал своим учителям. И жил Шимон в башне шесть лет, и умер, и заповедал похоронить его в башне, и так и было сделано. Позже построили вокруг роскошное здание, и по-прежнему эта башня стоит в Риме, и называется Питер, что означает "камень", потому что он сидел там на камне до дня своей смерти.

Подытожим.

1. Легенда - средневековая. Она содержит интересные анахронизмы: христианство с самого начала оказывается распространено среди неевреев, еще во времена Храма их столица  - Рим (существует версия, где Петр пошел не в Рим, а в Антиохию).

2. Доводы против уничтожения евреев очень похожи на доводы Августина.

3. Раши в начале 11 в. знает эту легенду, но категорически отвергает. Несмотря на его возражения, к концу 11 века она оказывается общепринятой или по крайней мере широко распространенной. А в более поздние времена утрачивает популярность.

2. Легенда распространена только у ашкенази. Сефардские источники, даже уже и христианской Испании, ничего о ней не знают.


Tags: еврейская история, мидраш
Subscribe

  • (no subject)

    В нашем городе есть хостель - дом, состоящий из маленьких социальных квартирок для пенсионеров. Построенный в конце 1990 гг, он был заселен почти…

  • А нам, евреям, повезло...

    Я уже писал об этом когда-то. У меня есть очень удобный критерий, как отличить фрика. Достаточно посмотреть, что он пишет про евреев. Не "любит…

  • Эта местность мне знакома, как окраина Китая!

    Интересные вещи происходят у нас на глазах. В декабре 2019 г. Китай объявил, что новый вирус пришел с рынка морепродуктов в Хуанане. Но после этого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • (no subject)

    В нашем городе есть хостель - дом, состоящий из маленьких социальных квартирок для пенсионеров. Построенный в конце 1990 гг, он был заселен почти…

  • А нам, евреям, повезло...

    Я уже писал об этом когда-то. У меня есть очень удобный критерий, как отличить фрика. Достаточно посмотреть, что он пишет про евреев. Не "любит…

  • Эта местность мне знакома, как окраина Китая!

    Интересные вещи происходят у нас на глазах. В декабре 2019 г. Китай объявил, что новый вирус пришел с рынка морепродуктов в Хуанане. Но после этого…