В книге "Запреты и разрешения Раши", посвященной законам Песаха, сказано от имени Раши:
... и после этого поют песню, упомянутую в трактате Псахим, - Нишмат. И есть такие, кто говорят, что эту песню ввел тот негодяй Шимон-петер хамор [игра слов: петер хамор = первенец осла], ошибка Рима, когда сидел на скале. И не дай Бог, чтобы такое мнение существовало в Израиле, и тот, кто это говорит, когда построят Храм, должен будет принести жирную очистительную жертву.
То же самое почти слово в слово сказано от имени Раши в Махзоре Витри.
Но в другом месте Махзора Витри, от имени раббену Тама, говорится, что Шимон Кифа написал пиют "Этен теhила" с описанием службы в Йом Кипур.
Ш.-Д. Луццато пишет, что в другом махзоре, 1301 г., говорится, что "Шимон бен Кифа, которого зовут святой Пьеро из Рима, сочинил этот пиют, после того, как основал для них веру в Ешу и поместил себя на всю жизнь в башню в Риме и питался хлебом в горести и водою в нужде".
Петер хамор - нередкое словосочетание для обозначения данного персонажа.
Рааван (р. Элиэзер бен Натан, Майнц, 1090-1170) пишет:
<запрещено называть объект идолопоклонства по имени>, но можно называть <прозвищами>, как это принято у нас, когда мы говорим: "петер хамор", "развалина" или "бездна".
В "Сефер Хасидим" (конец 12 в.) говорится:
Еврея, изменившего веру, называют прозвищами... например, если его зовут Авраам, называют Афрам (от эфер - зола) и тому подобное. И даже если он праведник, а они совратились за ним, как Шимон Кифа, называемый "петер хамор".
Опубликованный в 1915 г. сборник "Оцар мидрашим", содержащий старые и редкие мидраши, приводит мидраш "Агадта де-Шимон Кифа" в нескольких разных версиях. Вот так выглядит более длинная версия:
И было, после этих событий, и разросся спор между христианами и иудеями. Если христианин видел иудея, он убивал его. И продолжалась эта беда 30 лет. И собирались христиане тысячами и десятками тысяч, и не давали иудеям собираться на праздники в Храм. И была беда в Израиле, как в день, когда сделали тельца. И не знали иудеи, что делать, но вера их продолжалась и крепла.
И вышли двенадцать человек, и разошлись по двенадцати царствам, и пророчествовали свои пророчества в лагере, и соблазнились за ними иудеи. А они были люди именитые, и усилили они веру в Ешу, так как говорили, что они его посланцы, и собралось за ними множество народа из сыновей Израиля.
И увидели мудрецы это злое дело, и огорчились этим, и сказали:
"Ой нам, согрешили мы, что в наш дни случилось в Израиле это злое дело, о каком не слышали мы и наши отцы"
И огорчились они, и сели и плакали, и возвели очи горе и сказали:
"Господь Бог небесный, дай нам совет, что делать, так как не знаем мы, что делать, и к тебе направлены наши очи, ибо из-за того человека проливается невинная кровь среди народа твоего - Израиля. Доколе будет нам это западнёй, что рука христиан усиливается на нас, и они убивают из нас многих, так что мы становимся немногочисленны. Из-за наших грехов случилось это с нами, дай нам совет, как нам отделиться от них!"
И было, когда кончили они говорить, встал один старец из старцев, по имени Шимон Кифа, и он мог слышать Бат-Коль <то есть был почти пророком>. и сказал им: "Слушайте меня, братья мои и народ мой! Если хороши мои слова в ваших глазах, я отделю этих людей от общества сынов Израиля, и не будет у них доли и надела в Израиле, но Вы примете на себя <мой> грех. И все ответили: "Примем на себя грех, но сделай то, что ты сказал".
И пошел он в Храм, и записал там Великое Имя, и разорвал свою плоть, и спрятал в нее свою запись, и вышел из Храма, и вынул запись, и выучил Великое Имя, и пошел в столицу христиан и возопил там: "Кто верит в Ешу, придите сюда, ибо я его посланец!" И сказали ему: "Дай нам знак и знамение!" Сказал он им: "Какой знак вы хотите?" – "Дай нам такие знаки, какие давал Ешу при жизни". И сказал он им: "Приведите мне прокаженного". И привели ему прокаженного, и он исцелил его. И сказал он им: "Принесите мне мертвого". И принесли ему мертвого, и тот положил на него руку, и тот встал на ноги. И увидели те люди, и упали на лицо свое, и сказали: "Действительно, ты посланец Ешу, ибо он делал нам так при жизни"
И сказал им Шимон Кифа: "Я посланец Ешу и он велел мне пойти к вам. Поклянитесь, что сделаете то, что я вам заповедую". И ответили они: "Все, что ты заповедуешь, сделаем".
И сказал им Шимон Кифа: "Знайте, что Ешу ненавидел Израиль и его Тору, как пророчествовал Ишаяhу (1:14) "Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя". И знайте, что не хочет он Израиля, как пророчествовал Ѓошеа (1:9): "...потому что вы не Мой народ". И, несмотря на то, что он мог бы истребить их повсюду в одно мгновение, он не хочет их уничтожить. Он хочет их сохранить, чтобы его повешение и побитие камнями запомнились из рода в род, и все страдания, которые он принял, чтобы спасти вас от Геhенома.
Потому он предупреждает вас и заповедует вам:
- Не делайте зла никакому иудею.
- Если скажет иудей христианину: "Пройди со мной парсу (=парасанг, от 3.9 до 5.7 км)" - пусть пройдет с ним две парсы.
- И если ударит его иудей в левую щеку, пусть подставит ему правую, чтобы получили они награду в этом мире и попали в Геhеном в будущем мире.
И вот он заповедует вам:
- Не празднуйте праздник Мацот, а празднуйте день его смерти.
- А вместо праздника Шавуот отмечайте праздник через 40 дней после того, как был он побит камнями, а потом поднялся на небо.
- А вместо праздника Суккот празднуйте его день рождения, а на 8 день - день его обрезания.
И сказали они: "Всё, что ты заповедал, выполним, только если ты останешься с нами".
И сказал он: "Я останусь с вами, если вы выполните то, что он заповедал мне, чтобы я питался хлебом в горести и водою в нужде. А вы постройте мне башню посреди города, и я буду жить в ней до дня своей смерти.
И сказали они: "Сделаем по твоим словам". И построили они ему башню, и он поселился в ней, и служил Богу наших отцов Авраама, Ицхака и Яакова, и сочинял пиюты, и посылал во все границы Израиля, чтобы были они памятью о нем во всех поколениях, и все свои пиюты посылал своим учителям. И жил Шимон в башне шесть лет, и умер, и заповедал похоронить его в башне, и так и было сделано. Позже построили вокруг роскошное здание, и по-прежнему эта башня стоит в Риме, и называется Питер, что означает "камень", потому что он сидел там на камне до дня своей смерти.
Подытожим.
1. Легенда - средневековая. Она содержит интересные анахронизмы: христианство с самого начала оказывается распространено среди неевреев, еще во времена Храма их столица - Рим (существует версия, где Петр пошел не в Рим, а в Антиохию).
2. Доводы против уничтожения евреев очень похожи на доводы Августина.
3. Раши в начале 11 в. знает эту легенду, но категорически отвергает. Несмотря на его возражения, к концу 11 века она оказывается общепринятой или по крайней мере широко распространенной. А в более поздние времена утрачивает популярность.
2. Легенда распространена только у ашкенази. Сефардские источники, даже уже и христианской Испании, ничего о ней не знают.