hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

О порядке назначения судей

В конце нашего недельного раздела, как известно, Итро дает Моше совет, как построить иерархическую судебную систему (Шмот 18:21).
 
А ты усмотри себе людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть…
 
כא וְאַתָּה תֶחֱזֶה מִכָּל-הָעָם אַנְשֵׁי-חַיִל יִרְאֵי אֱלֹהִים, אַנְשֵׁי אֱמֶת--שֹׂנְאֵי בָצַע; וְשַׂמְתָּ עֲלֵהֶם, שָׂרֵי אֲלָפִים שָׂרֵי מֵאוֹת, שָׂרֵי חֲמִשִּׁים, וְשָׂרֵי עֲשָׂרֹת. 
 
И дальше (Шмот 18:22):
 
…и всякое дело важное донесут они тебе, всякое же дело малое судить будут сами…
 
То есть принцип иерархии – по общественной значимости дела. Через несколько стихов мы видим, как Моше это реализовал (Шмот 18:25-26).
 
            И выбрал Моше способных людей (אנשי חיל)…
 
Чтобы судили оно народ во всякое время: дело трудное доносили Моше, всякое же дело малое судили бы сами.
 
То есть, во-первых, Моше снизил требования по сравнению с высокой планкой, поставленной Итро. Сфорно так и пишет, что Моше не нашел достаточно людей  יִרְאֵי אֱלֹהִים, אַנְשֵׁי אֱמֶת--שֹׂנְאֵי בָצַע. А во-вторых, совершенно другой принцип иерархии. Основание для передачи дела по инстанциям – не общественная значимость, а hалахическая сложность.
 
А как назначают судей? Исходя из Шмот, Моше их назначает.
 
Но в начале Дварим ситуация выглядит по-другому. Итро вообще не упоминается (Дварим 1:13-15).
 
Изберите себе мужей мудрых и разумных и знатных по коленам вашим, и я поставлю их во главе вас.
 
То есть вы изберите, а я назначу.
 
И дальше:
 
И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых и знатных, и назначил их…
 
То есть разумных не достало, и с выборами не очень получилось.
 
В заключение, комментарий Абарбанеля к этому месту в Дварим. Абарбанель – убежденный республиканец. Поэтому он пишет следующее:
 
Есть страны, где король назначает судей… и является главой суда, и он назначает нижестоящие органы. И так принято в Кастилии, в Арагоне и в Неаполе. А есть страны, где назначение судей передано в руки народа, так что они назначают себе судей, которые кажутся им более порядочными. И таков обычай в некоторых странах в Испании и Франции и во всем Магрибе.
 
И вот, глава пророков разъясняет здесь, что судьи, которые будут у Израиля не должны назначаться царем и не будут его слугами, а что народ должен их назначать себе в каждом колене и городе. Как сказано (Дварим 16:18): «Которых Господь Бог твой даст тебе в коленах твоих» - то есть что הקב"ה  передаст назначение судей коленам, а не царю.
 
 
מינוי השופטים - יש מלכויות שהוא מתחת יד המלך, כי הוא אשר יצווה: בעיר פלונית יהיו השנה הזאת שופטים פלוני ופלוני, וכן בכל שאר הערים. כי להיות המלך ראש המשפט, הנה הוא מסדר האברים אשר תחתיו, שהם השופטים... והוא הדת והמנהג בכל מלכות קשטיליא ואַרגונה ונאפוליש.
 
ויש ארצות שמינוי השופטים הוא מסור בידי עם הארץ, שהמה ימנו עליהם השופטים והשוטרים שייראו בעיניהם יותר הגונים בכל שנה ושנה, ואין למלך בזה דבר. וכך הוא המנהג בקצת ארצות ספרד ובצרפת ובכל ארץ המערב.
 
והנה אדון הנביאים ביאר בזה שהשופטים שיהיו בישראל שאין ראוי שימנה אותם המלך, ולא יהיו מידו, אבל [=אלא] שהעם ימנו אותם, רוצה לומר שכל שבט ושבט ימנה את השופטים הראויים בכל עיר מעריהם. ועל זה אומר: "אשר ה' א-להיך נתן לך לשבטיך" (דברים טז, יח), רוצה לומר שה' א-להיך נתן מינוי השופטים לשבטיך, שהם ימנו אותם בשעריהם, לא המלך"
Tags: актуалии, парашат hашавуа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Аисты еще до Рош hаШана пролетали, а это журавли. Они прилетели клиньями и курлычут над нашим домом.

  • (без темы)

    Мусульмане считают, что скрытый колодец, который ангел показал Агар - это колодец Замзам в Мекке. Но почему-то так же считает и Ибн Эзра. В…

  • (без темы)

    Полицейские в Сен-Тропе совершают рейд на нудистский пляж. Ян Мостарт ок. 1545.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments