hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:
Извините, кто не в теме. Долго объяснять популярно.

В Торе выражение לא תשחית (не уничтожай) появляется дважды - один раз в Ваикра 19:27

                          ... и не уничтожай края твоей бороды <в знак траура по умершему>

А второй - в нашем разделе (Дварим 20:19-20) про уничтожение плодовых деревьев при осаде города.

Мишна упоминает בל תשחית только относительно бороды, например, в трактате Кидушин: 
                                                               אחד אנשים ואחד נשים חייבין חוץ מבל תשחית ובל תקיף ובל תטמא למתים
Мишна в Бава Кама говорит о запрете уничтожать плодовые деревья (Раши объясняет, что из-за בל תשחית),  но сама не употребляет этого выражения.Танаические источники упоминают בל תשחית несколько раз, но при этом всегда в контексте траура по умершему:

1.  Бава Кама 91b:  אמר רבי אלעזר: שמעתי, שהמקרע על המת יותר מדאי - לוקה משום בל תשחית

2.  Смахот: כל המרבה כלים על המת הריזה עובר משום בל תשחית דברי רבי מאיר


Мы по привычке считаем это расширением запрета уничтожать плодовые деревья, но, возможно, более естественно было бы считать это расширением запрета на избыточный траур.

В Иерусалимском Талмуде ни разу не упоминается выражение בל תשחית, за исключением уже упомянутой Мишны.

Хронологически первая история про расширительное понимание בל תשחית - в истории про р. Пинхаса бен Яира и белых мулов Рабби (Хулин 7b). Сама история, конечно, происходит в Эрец Исраэль, но в вавилонском изложении. Иерусалимский вариант этой истории вообще сильно отличается, там не обсуждается вопрос, как избавиться от мулов.

И дальше - есть много историй про расширительное (относительно плодовых деревьев) употребление בל תשחית вавилонскими амораим:

1. Шабат 129а: לרבה צלחו ליה שרשיפא. ואמר ליה אביי לרבה: והא קעבר מר משום בל תשחית! - אמר ליה בל תשחית דגופאי - עדיף לי

2. Шабат 140b: ואמר רב חסדא: האי מאן דאפשר ליה למיכל נהמא דשערי ואכל דחיטי - קעבר משום בל תשחית. ואמר רב פפא: האי מאן דאפשר למישתי שיכרא ושתי חמרא - עובר משום בל תשחית. ולאו מילתא היא, בל תשחית דגופא עדיף.

Похоже, что как минимум термин בל תשחית в этом значении появился только в Вавилоне.

Что скажете? 


Tags: гемара, недельный раздел
Subscribe

  • (no subject)

    История из Хулин 105b Двое несли амфору с вином. Устали и поставили ее около водосточной трубы, и амфора раскололась. И грузчикам, и всем окружающим…

  • (no subject)

    Санhедрин 106b: Один мин (еретик – христианин или гностик) спросил у р. Ханины: «Известно ли тебе, сколько жил Бил'ам?»…

  • (no subject)

    Старый пост про колдунов - сыновей Бил'ама Ианния и Иамния.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments