А чтобы ни у кого не возникало сомнений, что такое "народ" - говорится "Народ - это всегда царство". Я уже однажды писал, что в иврите есть несколько слов, обозначающих "народ". Есть слово "гой", которая Септуагинта обычно переводит как "этнос". А есть - и в данном месте употребляется - слово "леом", которое обычно переводится как "лаос", то есть "народ, как гражданское общество". Соответственно, Суду подлежат гражданские общества.
Примерно этот подход казался бы мне естественным и при рассмотрении взаимных претензий народов. Нет и не может быть, например, претензий к сегодняшним украинцам за погромы Петлюры или Хмельницкого: дело было давно, погромщики давно умерли, а их дети никого не громили. Но, если они сегодня называют улицы именами Петлюры - претензия к сегодняшним не за убийства, а за сегодняшнее прославление. Пример - абстрактный, с тех пор, как я об этом спорил и некая юзерша назвала меня петлюровцем, украинский народ выразил свою волю: предпочел жулика, но такого, который Петлюру не славит. (А юзершу я так и не простил).
Соответственно, не может быть никаких претензий к стране России (даже если считать ее преемницей СССР) за Катынь: ее правители четко и однозначно осудили и принесли извинения. А за тех, отнюдь не правителей, которые отрицают или одобряют Катынь - народ ответственности не несёт. За высказанные идиотские идеи несут ответственность исключительно они сами. Впрочем, высказывание частным человеком идиотских мыслей - не самое страшное преступление.
Тем более это верно относительно современных немцев. Не может быть никаких претензий к современной Германии: можно только учиться на их примере, как может раскаиваться гражданское общество.
А как быть с нами самими, с евреями?
Талмуду и мне очевидно, что мы - всегда гражданское общество и всегда несем коллективную ответственность перед Всевышним. Поэтому перед Всевышним мы всегда отвечаем за Троцкого или Ягоду. Что же касается фарнабазов и крыловых, не устающих повторять, что евреи ответственны за плачевное состояние русского народа в СССР и после СССР - отвечаем: евреи в начале 20 века и в СССР отнюдь не были гражданским обществом. Поэтому евреи-негодяи несут личную ответственность за свои поступки. Точнее, несли бы, если бы дожили до сего дня. Вот если бы в сегодняшнем Израиле ставили памятники Троцкому - можно было бы предъявлять претензии.
А как устроены наши отношения со Всевышним - не ваше дело.