С точки зрения биолога, секс - это передача генетической информации с целью создания организма, генетический материал которого состоит из элементов генетического материала других организмов (родителей).
В привычном нам млекопитающем мире организм диплоидный - то есть содержит по два набора каждой хромосомы (кроме Х и Y). Соответственно, предшественники тех клеток, которые дадут начало новому организму - яйцеклеток и сперматозоидов - должны поделиться специальным делением - мейозом, чтобы остаться с гаплоидным, то есть ординарным набором хромосом ("Общая Биология" 10 класс).
Но это нельзя назвать общим правилом. Вот у пчел, например. Матка - диплоидная (рабочие пчелы - тоже, но это неважно в данном контексте). А самец - трутень - гаплоидный. Соответственно, много трутней оплодотворяют матку. Оплодотворенные яйца - диплоидные, из них получатся матки и рабочие пчелы. А неоплодотворенные - гаплоидные, из них получатся трутни. Обратите внимание на отрицательную обратную связь: мало самцов - много неоплодотворенных яиц - больше самцов. То есть организм может быть как гаплоидным, так и диплоидным.
Ну это, положим, особая статья.
Но из этого примера видно, что нет никакого закона, который требовал, чтобы организм был диплоидным, а только половые клетки - гаплоидными. И действительно, очень у многих грибов, водорослей и растений есть такая вещь, как чередование поколений - гаплоидного и диплоидного. И еще вопрос, кто из них главнее.
Вот, например, мох (см. картинку). У него основная форма - гаплоидная (гаметофит). То есть растут уже гаплоидные растения. На верхушках у них вырастают - либо яйцеклетки, либо - обратите внимание - сперматозоиды, а не тычинки. Сперматозоиды приплывают к яйцеклетке (поэтому мох может жить только в очень влажной среде), они сливаются, и получается диплоидное растение - спорофит. На его верху вырастает коробочка, в ней вырастают гаплоидные споры и разлетаются повсюду. А из них со временем вырастают гаметофиты. То есть секс и размножение - два процесса, абсолютно не связанных.
По мере усложнения растений спорофит становится все более основной формой, а гаметофит все больше и больше редуцируется. У папортника, например, спорофит - основная форма, а гаметофит - такой маленький листочек, который не вдруг заметишь. Это для тех, кто ищет цветок папортника. А у цветковых растений - гаметофит редуцирован до нескольких клеток.
Но это все про эукариотов - тех, у кого большие клетки, настоящее ядро и линейные хромосомы. А ведь еще есть прокариоты - мелкие быстроразмножающиеся клетки без ядра и с одной кольцевой хромосомой. Например, бактерии.
Недавно, кстати, в Nature была большая дискуссия, насколько допустим термин "прокариоты". А то получается политически некорректно - "про-" означает "до-". То есть, дескать, они хуже. А они не хуже, а другие.
Одна из сторон в дискуссии как раз говорила, что самое важное биологическое отличие прокариотов - что у них секс означает не слияние двух клеток, а обмен генетической информацией без этого.
Раньше считалось, что в пределах одного вида бактерий. Но в последнее время, когда расшифровали геномы нескольких сот бактерий, стали ясны масштабы явления, называемого "горизонтальный трансфер" - то есть обмена генами между неродственными, и даже совсем не родственными бактериями. Даже между бактериями и архебактериями - еще один политически некорректный термин. И те и другие - прокариоты, но расстояние между ними - как между растениями и животными.
Секс при этом происходит не непосредственно между бактериями разных видов, а через посредство вирусов. В сталинско-лысенковские времена была такая ученая дама - Лепешинская, которая доказывала, что у нее бактерии самозарождаются. Году в 1950-м это стала официальная советская доктрина. И тогда был такой жулик - Башьян, который говорил: "Микробы переходят друг в друга посредством вирусóв". Оказывается, не так уж не прав был.
Можно сказать иначе - все прокариоты имеют общий пул генов. Например, в 1960 годы появились стафилококки, нечувствительные к антибиотикам. С тех пор немало распространились по больницам - естественный отбор в действии. Но ген этот - устойчивости - появился не в результате мутации какого-то стафилококкового гена, а приобретение, судя по всему, из какой-то почвенной бактерии.