Раз не хватало оливкового масла жителям Лудакии. Назначили они одного полиметоса, сказали ему - привези нам масло на миллион.
<πολύμητις - "сидящий во многих советах". Это постоянный эпитет Одиссея, Жуковский переводит его как "многоумный". Вот такого-то послали за маслом. Так - в Сифрей. В параллельном месте в Гемаре Менахот 85b - какой-то загадочный полемостос, которого Ястров считает ошибкой >
Пошел он в Иерусалим. Сказали ему - иди в Цур. Пошел в Цур - сказали: иди в Гуш Халав .
Пришел в Гуш Халав - сказали ему: иди к такому-то на такое-то поле. Пошел он, и нашел того окапывающим оливу. Спросил его: "Есть у тебя масло на миллион?"
Ответил тот: "Подожди, пока я закончу работу". Подождал, пока тот закончил работу, заправил одежду и раскидал камни с поля. Сказал < многоумный >: "Может ли быть, что у этого хранится масло на миллион <зуз>? Похоже, что евреи надо мной смеются".
Когда они пришли в город, вынесла ему рабыня кумкум с горячей водой, и он омыл руки и ноги.
<кумкум - на современном иврите "чайник", а в те времена - небольшой сосуд для разогрева воды>
Вынесла рабыня золотой сосуд, полный масла, и он окунул в него руки и ноги, как сказано (Дварим 33:24): "...и окунать будет в елей ногу свою." После того, как наелись и напились, отмерил он ему масла на миллион.
Спросил он его: "Тебе нужно еще масла?" Ответил <многоумный>: "Нужно, но денег больше нет". Сказал тот: "Если хочешь, возьми, и я пойду с тобой и на месте получу деньги". И отмерил ему еще на 1.8 миллиона.
И не было по дороге лошади, осла, мула или верблюда, которого не нанял бы <многоумный>, чтобы перевезти масло. Когда прибыл он в свой город, вышли жители города, чтобы прославить его. Сказал он им: "Не меня славьте, а вот этого человека, который продал мне масла на миллион, и еще я ему должен 1.8 миллиона <а выглядит, как наемный рабочий>" Как сказано (Мишлей 13:7): "Иной выдает себя богатым, ничего не имея, другой – неимущим при большом богатстве."
Лаодика - популярное греческое женское имя. В Селевкидском царстве этим именем звали почти всех цариц. Не удивительно, что городов под именем Лаодикея едва ли не больше, чем Антиохий. Наиболее известны Лаодикея Приморская (нынешняя Латакия в Сирии), Финикийская или Ханаанская Лаодикея - нынешний Бейрут, и Лаодикея-на-Лике в Малой Азии – ныне в развалинах.
Гуш Халав - город в Верхней Галилее, по-гречески Гисхала, сейчас – арабская, в основном маронитская деревня Джиш недалеко от Цфата.
Собственно, из истории мы знаем ровно об одном жителе Гисхалы: Йоханане бен Леви, он же Иоанн из Гисхалы, один из руководителей Великого Восстания сначала в Галилее, а потом в Иерусалиме.
Иоанн претендовал на руководство восстанием и тем самым оспаривал руководящую роль присланного из Иерусалима аристократа-Иосифа. Тот отвечал ему лютой ненавистью. Дважды, в "Иудейской войне" и в "Автобиографии" (не нашел русского перевода, а переводить лень), он вспоминает, как Иоанн… нажился на поставках оливкового масла.
Видя‚ что Иосифу сильно нравится его деловитость‚ он сумел прежде всего склонить его на то‚ чтобы он ему доверил возобновление стен его родного города. Благодаря этому ему удалось наживаться за счет богачей. Затем он под ловко придуманным предлогом ограждения сирийских иудеев от употребления масла‚ не приготовленного иудеями‚ испросил у Иосифа право доставлять им этот продукт к границе. За тирийские монеты‚ равняющиеся четырем аттическим драхмам‚ он покупал четыре амфоры‚ а продавал по той же цене пол-амфоры. Галилея вообще производила много масла‚ а тогда как раз имела хороший урожай‚ в то время как сирийцы терпели недостаток в масле. Поставляя им сам один огромные партии‚ он нажил себе известную сумму денег‚ употребленную им вскоре против того‚ который доставил ему эту прибыль. | Then did John introduce another cunning contrivance of his; for he said that those Jews who inhabited Cesarea Philippi, and were shut up by the order of the king’s deputy there, had sent to him to desire him, that, since they had no oil that was pure for their use, he would provide a sufficient quantity of such oil for them, lest they should be forced to make use of oil that came from the Greeks, and thereby transgress their own laws. Now this was said by John, not out of his regard to religion, but out of his most flagrant desire of gain; for he knew that two sextaries were sold with them of Caesarea for one drachma, but that at Gischala fourscore sextaxies were sold for four sextaries. So he gave order that all the oil which was there should be carried away, as having my permission for so doing; which yet I did not grant him voluntarily, but only out of fear of the multitude, since, if I had forbidden him, I should have been stoned by them. When I had therefore permitted this to be done by John, he gained vast sums of money by this his knavery. |
Можно обратить внимание на небольшие расхождения. Кейсария Филлипи - это Баниас, Сирией его может назвать разве что американский госдеп. В "Войне" Флавий говорит о 8-кратной разнице в ценах, а в "Автобиографии" - о 20-кратной.
Но, как бы то ни было, расходятся цены у покупателей, о которых Флавий не знает, а цены в Гисхале - не сильно. Примерно 1 драхма за амфору, то есть за 26 л. При таких ценах за 2.8 миллиона драхм (=зуз) можно купить 72.8 тыс. т (для сравнения, нынешнее годовое производство в Израиле 9 тыс. т, а потребление - 18).
Мы уже несколько раз видели, что талмудическая история, описывающая старые времена до разрушения Храма, в действительности описывает события непосредственно перед разрушением. См., например, здесь и здесь.
Талмудическая история не очень похожа на описанную Флавием. Количество масла невероятно преувеличено (если верить ценам, приведенным Флавием), непонятно, почему возник дефицит масла в Лаодикее, да и вообще, даже самая близкая к Галилее Лаодикея, Бейрут, - далековато.
У Флавия история более логична: продают масло евреям, отнюдь не в таких зашкальных количествах, но всё равно, по словам Флавия - беспрецедентно огромных. Причины дефицита тоже понятны, если учесть, что запрет на нееврейское масло входит в 18 постановлений, которые, как мы писали, непосредственно предшествовали Великому Восстанию.
Не может ли быть, что речь идет об одной и той же истории? Если так, то скромный миллионер из Гемары - это руководитель зелотов Иоанн из Гисхалы?