Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Я недавно писал о взаимодействии Септуагинты и мидраша. Другой пример такого взаимодействия – четвертая египетская казнь, аров. Тора не дает никакого объяснения, что это такое. Мы, вслед за комментаторами, привыкли интерпретировать аров, как производное от слова ערבב – перемешивать. Что напали разнообразные дикие животные, и даже домашние вдруг одичали и стали кусаться.

Септуагинта, однако же, переводит совершенно по-другому: κυνόμυια. Κυνό-μυια означает "собако-муха". Кирилл и Мефодий переводят как " псиные мухи". Интернет дает возможность посмотреть встречаемость слова в классических греческих источниках. Это слово в более архаическом варианте – κυνάμυια – встречается в Илиаде в качестве ругательства: Арес, а потом Гера ругают Афину собачьей мухой.

... Сражение начал
              Щитокрушитель Apec. На Афину он кинулся первый
              С пикою медной в руке и сказал ей обидное слово:
              "Снова ты, муха собачья, бессмертных стравляешь на битву…

В наше время есть род мух Cynomya, но это надо оставить на совести Линнея. Впрочем, иванов-петров в старом посте пишет:

Вид Cynomya mortuorum прозвали мухой мертвых, потому что эти мухи вперегонки откладывают яйца, спешно ищут подходящий субстрат, и иногда по ошибке откладывают яйца на живых, просто неподвижно сидящих зверьков.

Но у греков, видимо, речь идет о привязчивых мухах типа оводов.

Иероним убрал эпитет "псиные", оставил просто стаи мух.

Интересно, что Иосиф Флавий, читавший Тору на иврите, знать не знает о мухах (Древн. 2:14:3):

…страну наводнило множество различных раньше никем не виданных животных, от которых гибла масса народа и которые не давали земледельцам возможности обрабатывать поля, остававшиеся, таким образом, невозделанными. Если же кто и избегал смерти от них и оставался в живых, то погибал вскоре за тем от болезни.

А Филон пишет только о них:

The first is that which was inflicted by means of that animal which is the boldest in all nature, namely, the dog-fly (kynomuia) which those person who invent names have named with great propriety (for they were wise men); combining the name of the appellation of the most impudent of all animals, a fly and a dog, the one being the boldest of all terrestrial, and the other the boldest of all flying, animals. For they approach and run up fearlessly, and if any one drives them away, they still resist and renew their attack, so as never to yield until they are sated with blood and flesh. And so the dog-fly, having derived boldness from both these animals, is a biting and treacherous creature; for it shoots in from a distance with a whizzing sound like an arrow; and when it has reached its mark it sticks very closely with great force. But at this time its attack was prompted by God, so that its treachery and hostility were redoubled, since it not only displayed all its own natural covetousness, but also all that eagerness which it derived from the divine providence which went it forth, and armed it and excited it to acts of valour against the natives.

Мидраш (Шмот Раба Ваэра 11:3, Танхума Ваэра 14:5) приводит оба варианта: от имени р. Йеhуды, что это были разнообразные дикие звери, и от имени р. Нехемии, что это были осы и комары. И, как это не очень часто бывает, говорит:  "Слова р. Йеhуды предпочтительнее". И приводит довод: после второй казни – лягушек – сказано, что лягушки издохли, и образовались огромные кучи протухших лягушек. А после этой казни такого не сказано. Значит, говорит мидраш, речь идет о животных, шкуры которых представляют ценность, египтяне их обрабатывали и поэтому не давали протухнуть.

Как и в прошлой истории, непонятно: то ли р. Нехемия и Септуагинта пользуются какой-то общей древней традицией (неизвестной Флавию или опущенной им для простоты изложения), то ли р. Нехемия ссылается на Септуагинту.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
nomen_nescio
Jan. 13th, 2012 07:55 am (UTC)
Шмот раба - очень поздний мидраш, составлен в XI в. А в Танхуме этот мидраш приведён только в варшавском издании, которому доверять нельзя: там куча поздних вставок. В Танхума Бубер и в Йеламдену этого нет! То есть традиция не древняя.
idelsong
Jan. 13th, 2012 07:57 am (UTC)
То есть это средневековая полемика с Септуагинтой?
nomen_nescio
Jan. 13th, 2012 10:05 am (UTC)
Не знаю, но эти мидраши с ней сравнивать не стоит. Возможно, здесь есть отражение двух традиций, но пока мы не можем проследить их достаточно глубоко.
Саадья-гаон переводит "халит аль-вахш" - смесь диких животных.
lev_usyskin
Jan. 13th, 2012 08:02 am (UTC)
так я чё не понЯл - так на самом деле-то как было в натуре?
idelsong
Jan. 13th, 2012 08:10 am (UTC)
Как правило, традиция говорит: и ты прав, и ты прав. Но в данном случае мидраш явно выказывает предпочтение.
lev_usyskin
Jan. 13th, 2012 08:14 am (UTC)
по мне так - определенно, мухи: Г-дь всегда вмешивается минимально достаточными средствами - чего христиане в упор не понимают.
pingback_bot
Jan. 13th, 2012 09:06 am (UTC)
4-я казнь (перепост) а также про зайцев, кроликов и тушка
User ymi_an_island referenced to your post from 4-я казнь (перепост) а также про зайцев, кроликов и тушканчиков saying: [...] одновременно биолог и специалист по священным книгам. Что же, интересно, там было на самом деле? [...]
kshorim
Jan. 13th, 2012 10:48 am (UTC)
Очень интересно.
Еще было бы интересно выяснить, как из слова ערוב слышатся назойливые мухи.
messala
Jan. 3rd, 2015 07:51 pm (UTC)
Любопытно, спасибо.
Но в сущности, тут два реально значимых источника - Флавий и Филон (кроме собственно Септуагинты). У Филона, кажется, перевес даже не в том, что он на полвека раньше жил, а в том, что он куда более подробен. Флавий под "разными животными" мог понимать всю совокупность биологических исполнителей казней, куда вполне можно включить и мух.
idelsong
Jan. 3rd, 2015 07:54 pm (UTC)
Филон не знал иврита - это известный факт. Читал Тору по-гречески. В синагогах эллинистического мира (в том числе и в Риме) читали Тору только по-гречески.
messala
Jan. 3rd, 2015 07:58 pm (UTC)
Логично. Иначе бы зачем Септуагинту затевать.
idelsong
Jan. 3rd, 2015 08:04 pm (UTC)
Специалисты говорят, что, пока не пришлось полемизировать с христианами, греки не читали Библию. Потому что язык Септуагинты отличается от литературного греческого, это для них было нечитаемо. Это такой специальный еврейско-греческий язык, вроде идиша.
messala
Jan. 3rd, 2015 08:06 pm (UTC)
Ну, насчет специальности греческого языка в Септуагинте и особенно в Евангелиях (чуть меньше у Луки) это я и сам имел возможность оценить ))
akhnaf
Jun. 29th, 2017 05:49 pm (UTC)
Песьи мухи(dog-fly) это шершни. В ряде языков сохранилось приказание собаке :"шерш"-ищи.
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

idelsong
hirsh_ben_arie

Tags

Comments

  • idelsong
    28 Feb 2024, 08:12
    Эта картинка про Украину, но с тех пор моя собственная дочка в августе вышла замуж, съездила с мужем в Италию, а 7 октября утром ее срочно призвали, а его 7 октября вечером: они оба капитаны ЦАХАЛя.…
  • idelsong
    28 Feb 2024, 08:02
    Вот тоже думала про К и Х
  • idelsong
    28 Feb 2024, 07:40
    אֲפִלּוּ חָתָן מֵחֶדְרוֹ וְכַלָּה מֵחֻפָּתָהּ

    Под далетом - шва, вехала - каф без дагеша читается как х, мехупата, потому что кала женского рода.
  • idelsong
    28 Feb 2024, 07:34
    Хатан михадерО викала михупахА??
    Смысл перевела, а вот произношение...
  • idelsong
    28 Feb 2024, 04:23
    Вы же не говорите о династической преемственности власти, правда? Правда. Это не входит в приведённое мной определение. Поэтому что касается СССР, то он был империей в той степени, в которой…
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner