hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

О земле -1

Как известно, в 2006 г. организация Шалом Ахшав сообщила, что город Маале Адумим на 86.4 % находится на земле, являющейся частным владением палестинцев. В марте 2007 г. она признала свою ошибку: по их нынешним утверждениям, не 86.4, а только 0.54% земли Маале Адумим находится в частном палестинском владении.

На эту тему у меня были споры с одним левым юзером в подзамочном, а теперь и вовсе стертом посте. Под влиянием, в частности, этих споров, я захотел разобраться - откуда может браться такое расхождение? Ошибка Шалом Ахшав может происходить из элементарной недобросовестности, а может проистекать из неопределенности самой ситуации. И как устроены законы земельной собственности?

Приятное свойство формата ЖЖ - что это безответственная частная писанина. В процессе разбирательства  я не обязан дать всеобъемлющую энциклопедическую статью, имею право писать тривиальные или общеизвестные вещи. Короче, я пишу для себя, чтобы разобраться. Наверняка среди моих читателей есть такие, кто знает эту тему профессионально или гораздо лучше, чем я. Их замечания и комментарии, как всегда, радостно приветствуются. Как бы то ни было, если не надоест, я надеюсь в ближайшее время посвятить несколько постов этим материям.

Оказывается, для того, чтобы разобраться, нужно сначала уйти далеко в прошлое - в особенности шариатских законов владения землей. Оказывается, в исламе есть несколько принципиально разных статусов, в которых может находиться земля.

Различие состоит в том, каким образом эта земля была приобретена. Если земля исходно принадлежала мусульманину, или если ее владелец добровольно перешел в ислам без всякой войны - он является полноценным частным собственником. Он платит государству 10% налог с урожая - закат. Такой тип владения называется ушри, а земля, находящаяся во владении - мюльк. Разумеется, владелец может сдавать ее арендаторам, продавать и т.д.

Совершенно по-другому устроен статус земли, завоеванной у других народов в процессе исламских войн. Она по закону принадлежит правителю - эмиру, и называется, соответственно, мири. Государство сдает ее в аренду крестьянам или помещикам, а они платят за нее арендную плату - харадж. Условный владелец такой земли может передавать ее по наследству, с согласия государства продавать или сдавать в аренду, но владельцем всё же считается государство. Чтобы сделать жизнь еще веселее, отметим, что разные мазhабы - мусульманские школы - по-разному относятся к статусу условных владельцев. Но нас интересует Палестина, а принятая здесь школа Ханафи максимально приближает статус условного владельца к владельцу безусловному.

В случае, если земля заброшена и не обрабатывается, становится важно, находится ли она в статусе мюльк или мири. В таком случае, государство имеет право забрать и передать новому владельцу землю мири, но не мюльк. Еще одна важная категория земли - мават, или ничья земля, то, что у нас называется hефкер. По шариату, любой человек может взять ее и превратить в мюльк. Для полноты картины добавим еще две категории: вакф - земли религиозной общины (не обязательно мусульманской), например территория кладбища, и матрук - земля мири, используемая для общегосударственных или коммунальных нужд.

В глухой и малонаселенной провинции, какой была Палестина до середины ХIХ века, мюльк встречался довольно редко, главным образом в городах. Большая часть обрабатываемой земли находилась в категории мири. Для обрабатывающих ее крестьян это не представляло большой разницы. Они не очень знали, платят они закат или харадж. Да и не факт, что регулярно платили.

Как известно, в середине ХIХ века в Османской империи проводились серьезные модернизирующие реформы - Танзимат. Среди прочего, в 1858 г. был принят Земельный закон. По новому закону, никакие последующие передачи земли, мири или мюльк, отныне не могли происходить без составления акта - купчей крепости(по турецки Тапу - мы все знаем его и в современном Израиле в арабском произношении – Табу), - который должен храниться в земельном управлении.

По тому же закону 1858 г., вся ничейная земля - мават - отныне считалась государственной. Человек, желающий взять для обработки участок, отныне получал его не в качестве мюлька, а в качестве мири. В частности, поэтому во многих местах в Израиле (например, у меня) в табу записано, что земля, на которой стоит мой дом, принадлежит государству - в данном случае Минhаль Эзрахи - гражданской администрации "территорий" - и отдана мне в аренду на 49 лет, с продолжением. Это значит, что она мири, а не мюльк.

Продолжение,бли нэдер, следует.

Tags: земельное право, история
Subscribe

  • Из комментов

    [ Обсуждается, есть ли какое-нибудь рациональное зерно в идеях Суворова] Кажется очевидным, и я сам слышал от очевидцев, что СССР концентрировал…

  • (no subject)

    Светоний про смерть Тита: Сре­ди всех этих забот застиг­ла его смерть, пора­зив сво­им уда­ром не столь­ко его, сколь­ко…

  • (no subject)

    А вот как вы думаете, можно себе представить сегодня, что у третьеразрядного сотрудника патентного бюро примут в течение нескольких лет 5 статей в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Из комментов

    [ Обсуждается, есть ли какое-нибудь рациональное зерно в идеях Суворова] Кажется очевидным, и я сам слышал от очевидцев, что СССР концентрировал…

  • (no subject)

    Светоний про смерть Тита: Сре­ди всех этих забот застиг­ла его смерть, пора­зив сво­им уда­ром не столь­ко его, сколь­ко…

  • (no subject)

    А вот как вы думаете, можно себе представить сегодня, что у третьеразрядного сотрудника патентного бюро примут в течение нескольких лет 5 статей в…