hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

О земле -2

О земле - 1

Запись в табу и сама по себе стоила денег, и владелец земли дальше должен был платить налог. Кроме того, землевладельцы подлежали набору в армию. Так что для крестьян регистрация земли была обременительной, непонятной и ненужной формальностью. Кроме того, османский закон 1858 г. не предусматривал такую форму владения, как муша (общинную) – а в глухих деревнях она преобладала. Где-нибудь в глубинке сплошь и рядом землю так и не регистрировали, а там, где регистрировали – записывали на имя деревенского мухтара, или земляка, жившего в городе, или ловкача, который по дешевке или за долги покупал это право.

Это касалось не только Палестины – то же самое происходило и в Сирии, и в Анатолии, и в Ираке, и даже в более капиталистической Болгарии. По всей Османской империи появились absentee landlords, владевшие огромными участками земли.  

В Палестине самые большие земельные владения были в относительно малонаселенных местах: на побережье и в Изрэельской долине. Например, половину Изреэльской долины в 1872 г. купило  у турецкого правительства богатое христианское семейство Сурсук из Бейрута. [У турецкого правительства - значит, как минимум, большая часть долины была мауат или махлуль - мертвые или заброшенные земли, по закону 1858 принадлежавшие государству].

В 1910 г. Керен Каемет купила у семейства Сурсук около 10000 дунамов в деревне аль-Фула (это не Афула, а нынешний кибуц Мерхавия). Несколько десятков феллахов из аль-Фулы отказались покидать землю и оказали сопротивление.  Хотя закон был на стороне Керен Каемет, местный каймакам Шукри аль-Асали поддержал феллахов. Под псевдонимом Салах аль-Дин он опубликовал серию статей в газетах Дамаска, Бейрута и Хайфы об опасностях сионистской колонизации.

Как пишет в воспоминаниях Артур Руппин:

...турецкие власти отказались утвердить сделку, несмотря на то, что официальное разрешение было оформлено не на Керен Каемет и не на Акшарат hаИшув, а на еврея Эфраима Краузе, который был турецким подданным. Правитель Назарета, ярый анти-сионист, заявил, что он будет бороться против этой сделки изо всех сил; более того, он игнорировал приказы своего начальника, правителя района в Акко, который  не видел на пути этой сделки никаких препятствий. Поэтому мы были вынуждены апеллировать к вали - генерал-губернатору в Бейруте.

Нужно было действовать спешно, так как покупка начинала привлекать внимание, и влиятельные круги старались ее аннулировать. Я помню как в феврале 1910 г. мы с Ханкиным  отправились из Хайфы в Бейрут верхом, так как дорога не подходила для экипажей, а корабли не ходили из-за бури. В полночь мы добрались до Сидона, а в Бейруте были только на следующий день. Но, хотя мы оставались там в течение двух недель, и хотя нам обещали официальное разрешение на покупку со дня на день, - в конце концов мы вынуждены были покинуть Бейрут, ничего не добившись. Только благодаря усилиям Ханкина и его друзей в Константинополе мы в конце концов добились официального разрешения из министерства. Это означало, что у нас был первый плацдарм в <Изрэельской> долине.

Кампания против покупки продолжалась. В марте 1911 г. 150 палестинских нотаблей подписали петицию против передачи земли евреям. Аль-Асали продолжал писать статьи о сионистской угрозе и безземельных феллахах. Он использовал антисионистскию кампанию в качестве предвыборной платформы, и в январе 1911 г. был избран от Дамаска в турецкий парламент.

Вскоре он вступил в подпольную арабскую организацию аль-Фатат, за что и был казнен в Дамаске в 1916 г. Сирийцы его очень чтят.

Йеhошуа Ханкин, уроженец Кременчуга, был главной движущей силой покупок. Он умел внушать доверие арабским шейхам и покупать, минуя посредников. На фотографии - он и его жена Ольга в 1901 г. В честь Ольги называется шхуна Гиват Ольга в Хадере. А в честь самого Ханкина назван Кфар-Йеhошуа в долине Изрэель. Романтическую (но не знаю, насколько достоверную) историю Ольги можно прочитать здесь. Фотография взята отсюда. Там их еще много.

В этой покупке почти впервые проявилась проблема сионистской колонизации: покупаешь землю у землевладельца, а на ней живут крестьяне, считающие ее своей. Арабские политики впервые воспользовались здесь этой темой, и дальше она постоянно будет ими подниматься и поднимается до сих пор. Об этом, бли нэдер, поговорим в продолжении.

Tags: еврейская история, земельное право, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments