hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Корона Арам Цова

В ТаНаХе несколько раз упоминается Арамейское царство Арам Цова, отличное от, например, Арам Дамесек. Рассказывается, что они выступили союзниками аммонитян, и что Давид разгромил царя Цовы Хададэзера.

В более поздние времена Цова стала частью большого Арамейского царства и больше не упоминалась, так что в наше время даже непонятно, где она находилась, понятно только, что где-то в Сирии, не там, где Дамаск.

В Средние Века установилась традиция, что Цова - это богатый и древний город Халеб - Алеппо на севере Сирии. Вениамин из Туделы и Петахия из Регенсбурга говорят, что Халеб - это Арам Цова. Петахия даже поясняет:

Халебом называется он потому, что на соседней горе паслись стада праотца Авраама, который по ступеням сходил с нее для раздачи бедным молока.

Большая синагога в Алеппо - огромная и действительно очень древняя. По легенде, ее построил военачальник Давида, Йоав бен Цруйя. Это, разумеется, легенда, но археологи считают, что она существует с 5 в. н. э., что для синагоги очень много. Самая старая надпись внутри синагоги относится к 834 г. н. э. Судя по всему, она пострадала при нашествии монголов, затем была мечетью, была разрушена Тамерланом и восстановлена в качестве синагоги в 1418 г.

Это всё была присказка. А теперь начинается сказка.

Как известно, в 7-10 вв. в еврейской традиции окончательно оформилась форма записи огласовок и знаков кантилляции. В Тверии в 9 в. было две школы, передававшие, каждая свою, семейную традицию чтения и кантилляции: бен Ашер и бен Нафтали.  О различиях между ними можно прочитать здесь. Например, школа бен Ашера читает "Исахар", а школа Нафтали - "Исъсахар".

Рукописная книга, о которой я рассказываю, была написана около 930 г. По традиции считается, что неогласованный текст был написан софером Шломо бен Буйя, а огласовки и кантилляции - Аhароном бен Ашером. Это - самая древняя книга на иврите, содержащая полный ТаНаХ.

В наше время есть ученые, считающие, что бен Ашер был караимом. В те времена раскол между караимами и раббанитами еще не был глубоким. Принадлежность к караимской hалахе ничего не говорила о традиции преемственности в таких вопросах, как прочтение ТаНаХа. Аргументируют это  тем, что  лет через сто книга оказалась в караимской синагоге в Иерусалиме. А также тем, что Саадия Гаон в то же время спорит с неким караимом по имени бен Ашер.

После захвата Иерусалима крестоносцами египетские евреи выкупили книгу - так же, как и множество пленных евреев, о чем в каирской генизе сохранилась переписка.

Рамбам, обсуждая, какие параграфы в Торе должны быть открытыми, а какие закрытыми, пишет (Законы тфилин, мезузот и Сефер Торы 8:4):

И поскольку я видел, что в этих вещах <открытых и закрытых параграфах> есть полный разнобой, и что хранители традиции опираются на противоречивые традиции, я счел необходимым перечислить здесь закрытые и открытые параграфы<..> И я опирался в этом на книгу, известную в Египте, содержащую двадцать четыре книги, которая была раньше в Иерусалиме. И многие делали с нее копии и опирались на нее, потому что ее просматривал бен Ашер в течение длительного времени...

Около 1375 г. один из потомков Рамбама вывез книгу в Алеппо, и с тех пор она хранилась в большой синагоге в специальном помещении, называемом пещерой Элияhу.

В 1947 г., через несколько дней после голосования в ООН о разделе Палестины, в Алеппо разразился еврейский погром. При голосовании в ООН арабские представители честно предупреждали, что такой исход голосования повлечет за собой опасности для евреев, живущих в их странах. Но, конечно, они кривили душой: погром в Багдаде был в июне 1941 г., а в Триполи - в ноябре 1945. И связаны они были не столько с возмущением сионистами, сколько с симпатией к нацизму. Впрочем, они не очень различали между этими двумя мотивами.

В Алеппо погибло 75 человек и было сожжено 150 зданий. Сгорела и большая синагога. Было объявлено, что сгорел и Алеппский кодекс. Но через несколько месяцев репатрианты из Алеппо сообщили Ицхаку бен-Цви, что, оказывается, книга уцелела: то ли служитель синагоги спас ее от огня, то ли ее спрятали за несколько дней до погрома.

Вот так большая синагога выглядела в 70-е годы.

Судя по всему, со Средних Веков было наложено проклятие на того, кто попытается вывезти книгу из Алеппо. В начале 50-х годов главный сефардский раввин Израиля, р. Узиэль, передал письмо руководителям всё ещё существовавшей небольшой общины Алеппо:

С тех пор, как я узнал о том, что разрушена старинная синагога в Арам Цова, я преисполнился страха за судьбу этой драгоценной рукописи. Я слышал, что члены общины Арам Цовы боятся взять эту святую книгу из-за проклятия, наложенного на того, кто сдвинет ее с места. Но теперь нельзя оставлять ее в Алеппо в чужих руках. И сейчас самое надежное место для сохранения "Короны"  <на иврите Алеппский кодекс называют "Корона Арам Цова"> - это государство Израиль. Поэтому я обращаюсь ко всем почтенным людям общины Алеппо: сделайте всё, что в ваших силах, чтобы спасти "Корону" от гибели!

"Корона" хранилась у р. Моше Тавиля. В 1958 г. сирийские власти решили выслать из страны торговца сыром Мурада (Мордехая) Фахама, гражданина Ирана. Фахам согласился попробовать вывезти "Корону". Ее вывезли завернутую в тряпку, внутри стиральной машины. Так семья собралась до Стамбула, а затем - до Израиля.

В Израиле он передал "Корону" мэру Иерусалима Шрагаю, а затем - президенту Израиля Ицхаку бен-Цви. В книге осталось только 294 из 487 страниц.



Потом еще был суд между представителями общины и Фахамом: они говорили, что велели ему отдать раввинам общины, а вовсе не президенту - безбожнику. Но он доказал, что ему велели отдать "Корону" в те руки, которые он сочтет наиболее подходящими.

"Корона" выставлена в Израильском музее, в том же павильоне, где кумранские свитки. С тех пор обнаружилось еще несколько разрозненных страниц.


Tags: ТаНаХ, еврейская история
Subscribe

  • (no subject)

    Пока ехал с работы, была воздушная тревога, а потом слышал далекий взрыв, возможно, Кипат барзель. Эпидемию можно считать законченной, возвращаемся…

  • (no subject)

    Какой ужас! 44 погибших и 100 раненых в давке на горе Мерон, куда собрались толпы праздновать Лаг баОмер. Это - очень плохой знак!

  • Очередная неоконченная пьеса

    Нетанияhу - глава правительства Ганц - тоже глава правительства Мандельблит - человек, который получает зарплату от правительства за работу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments