Сразу после Шестидневной войны группа молодых людей, выходцев из Гуш Эциона, обратилась к тогдашнему премьер-министру Леви Эшколю с вопросом, можно ли восстанавливать разрушенные в 1948 г. поселения Гуш Эциона. В особенности речь шла о Кфар Эцион: еврейские права собственности на землю не вызывали сомнений; на месте разрушенного кибуца находилась иорданская военная база.
Леви Эшколь обратился за консультацией к юридическому советнику министерства иностранных дел Теодору Мерону - впоследствии важному международному судье, председателю Международного трибунала по бывшей Югославии.
В те далекие времена юридические советники занимались своим непосредственным делом - юридическими советами. Поэтому, хотя Т. Мерон и считал создание поселений очень проблематичным делом с точки зрения международного права, правительство приняло к сведению его точку зрения, но поступило так, как считало правильным. Точка зрения Т.Мерона высказана в некотором документе под грифом "Совершенно секретно". В 2006 г. этот документ стал достоянием гласности. Левые сразу подняли шум: "Вот, израильское правительство с самого начала знало о незаконности предпринимаемых им шагов, таким образом, его действия - не следствие заблуждения, а следствие злонамеренности!..”
Надо сказать, что Мерон ни в том документе, ни в своих высказываниях по сей день не употребляет никаких оценочных выражений. Он говорит: "Израилю будет трудно убедить международную общественность в правильности своей точке зрения..."
Ивритский оригинал и английский перевод доступны в сети.
14.9.67
Министерство Иностранных Дел
Юридический Советник
Чрезвычайно срочно
Тема: “Заселение управляемых территорий”
Г-н Равив писал мне, что Вы интересовались моим мнением об "ограничениях и разрешениях, налагаемых международным правом на оккупирующие страны в той части, где это касается обработки земли".
Это - слишком общий и трудный для ответа вопрос, но я понимаю его в том контексте, на который мне указал г-н Ади Яфе, а именно, что речь идет о еврейских поселениях на Западном берегу и на Голанах, а также о переселении арабских беженцев из Газы в эль-Ариш или на Западный берег. В этом документе я остановлюсь только на первом вопросе, который кажется мне чрезвычайно деликатным с политической и правовой точки зрения. Я опасаюсь, что в мире существует большая чувствительность ко всему вопросу еврейского заселения управляемых территорий, и что юридические доводы, которые мы сможем привести, не смогут противостоять тяжелому международному давлению, опирающемуся на 4-ю Женевскую конвенцию, даже со стороны дружественных нам стран. Эти страны станут утверждать, что, в то время как они ожидают от Израиля расселения арабских беженцев, Израиль занимается тем, что селит на управляемых территориях своих граждан.
Важнейшее для нас положение заключено в последнем параграфе 49 статьи 4-ой Женевской Конвенции. Израиль, разумеется, входит в эту конвенцию. Параграф сформулирован следующим образом:
"Оккупирующее государство не имеет права депортировать или перемещать часть своего населения на оккупированную им территорию"
Комментарий к 4-й Женевской Конвенции, составленный в 1958 г. Международным Комитетом Красного Креста, говорит:
Этот пункт был принят после некоторых колебаний ХVII конференцией Международного Красного Креста. Его задача - воспрепятствовать практике, принятой во время 2 Мировой Войны некоторыми державами, которые перемещали на оккупированные территории часть своего населения, руководствуясь политическими или расовыми основаниями, или, как они утверждали, с целью колонизации этих территорий. Такие перемещения ухудшали экономическое положения коренного населения и угрожали его существованию в качестве отдельной расы. Параграф предназначен для того, чтобы защитить население, находящееся под защитой [Женевской конвенции].
Следует отметить, что значение слов "перемещение" или "депортация" в данном параграфе отличается от применения этих же слов в других параграфах 49 статьи: здесь они относятся не к перемещению населения, находящегося под защитой, а к гражданам оккупирующей державы.
Запрет, таким образом, носит категорический характер и не обусловлен мотивами или обстоятельствами перемещения. Его задача - предотвратить заселение оккупированной территории гражданами оккупирующей страны. Если будет принято решение о еврейском заселении управляемых территорий, мне кажется жизненно необходимым, чтобы эти поселения носили военный, а не гражданский характер. Мне кажется также, что такие поселения должны иметь вид [военных] лагерей, и заселение их должно иметь временный, а не постоянный характер.
Даже если мы селим армию, а не гражданское население, мы, с точки зрения международного права, должны обращать внимание на вопросы, связанные с правами собственности на заселяемую землю. 46 глава IV-й Гаагского соглашения 1907 г. "О законах и обычаях сухопутной войны" , рассматриваемая как кодификация международно принятых обычаев войны, и посему обязательная к исполнению всеми странами, утверждает относительно оккупированных территорий:
“Право частной собственности... должно уважаться. Частная собственность не может быть конфискована".
Что касается государственных земель, глава 55 Гаагского соглашения гласит, что оккупирующему государству позволительно управлять собственностью и пользоваться плодами собственности оккупированного государства. Но и в этом случае на оккупирующее государство накладываются некоторые ограничения, вытекающие из того, что оккупирующее государство - не владелец собственности, а ее пользователь. Что касается собственности благотворительных, религиозных и образовательных институтов, а также муниципальной - глава 56 Гаагских соглашений рассматривает ее как частную.
Следует отметить, что приказ № 58, изданный командующим Цаhаля на Западном берегу, генерал-майором Наркисом относительно брошеннной (частной) собственности, и приказ № 59 относительно государственной собственности - соответствуют правилам, изложенным в Гаагской конвенции.
В продолжении я остановлюсь на конкретных пунктах, на которые просил обратить мое внимание г-н Яфе.
А. Касательно возможности любой сельскохозяйственной или поселенческой деятельности на Голанских высотах, следует отметить, что Голанские высоты, находящиеся за пределами территории мандата, - несомненные "оккупированные территории" и подпадают под запрет заселения. Если будет принято решение их заселять, необходимо, чтобы это делала армия, и только в форме лагерей, временных, а не постоянных.
[Полагаю, что правительство прислушалось к этому мнению и потому аннексировало Голанские высоты, предоставив их жителям, по счастью немногочисленным, возможность получить израильское гражданство]
B. Что касается Западного берега, мы стараемся не признать, что это тоже "оккупированные территории". Наши доводы состоят в том, что подмандатная территория была разделена в 1949 г. в соответствии с линией перемирия, причем, как это записано в самом его тексте, перемирие носило исключительно военный, а не политический характер, и не определяет окончательные границы. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности на основе главы 40 устава ООН, эти договоренности рассматривались как временные. Мы также говорим, что Иордания в 1950 г. односторонне присоединила Западный берег к Иорданскому королевству, и что линия перемирия утратила силу после войны и арабской агрессии. Мы должны, однако, принять к сведению, что международное сообщество не признало наших доводов, что Западный берег не похож на "обычные" оккупированные территории, а некоторые страны (например, Великобритания в своих выступлениях в ООН) явно высказались в том духе, что наш статус на Западном берегу – это статус оккупирующей страны. В действительности, даже некоторые действия Израиля не соответствуют его утверждению, что Западный берег не является оккупированной территорией. Так, декрет № 3 командующего Цаhалем на Западном берегу от 7.6.67, касающийся правил, связанных с вопросами безопасности, говорит:
Военные суды и администрация военного суда обязуется соблюдать Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны во всем, что касается юридической процедуры. Всюду, где данный приказ вступает в противоречие с Женевской конвенцией, правила Женевской конвенции имеют преобладающую силу.
Что касается Гуш Эциона, его заселению в какой-то степени может помочь утверждение, что поселенцы возвращаются в свои дома. Я исхожу из того, что нет сложности с определением прав собственности, но это нуждается в тщательной проверке. Но и в случае Гуш Эциона, как мне кажется, нам следует ожидать отрицательной международной реакции, опирающейся на главу 49 Женевской конвенции. Более того, заселение Гуш Эциона будет воспринято международной общественностью как попытка аннексии Западного берега.
Что касается заселения долины Иордана, там юридическая ситуация еще сложнее, поскольку там у нас нет возможности утверждать, что люди возвращаются в свои дома, и мы должны учитывать, что будут обсуждаться проблемы, связанные с правом собственности, в контексте Гаагского соглашения. Я не могу вдаваться в эти вопросы глубже, не имея необходимых деталей.
Я напишу отдельно о проблемах расселения арабских беженцев, на мой взгляд, менее сложных с политической и юридической точки зрения.
С уважением
Т. Мерон