? ?

Previous Entry | Next Entry

Как известно, после восстания Бар-Кохбы римские власти решили уничтожить память о том, что была такая страна Иудея. (Аналогично, после восстания Пугачева Екатерина II переименовала Яик в Урал). Римляне переименовали страну в Палестину - в память о филистимлянах, живших когда-то в южной части побережья.

Филистимляне - на иврите плиштим. Если это слово семитское, то оно, скорее всего, происходит от корня п-л-ш - вторгаться. Но, возможно, это переосмысление слова "пеласги".  В ТаНаХе мы имеем дело с разными плиштим. Авраам и Ицхак сталкиваются с плиштим, живущими в земле Грар, в районе нынешнего города Нетивот. Ими управляет царь с титулом Авимелех =Царь-отец, и больше мы о них ничего не знаем.


Другие плиштим появляются в середине эпохи Судей. Откуда они появляются - нет ни малейших сомнений.  "Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора, и Арамлян -из Кира?!" - говорит от имени Всевышнего пророк Амос (9:7). Кафтор - это, судя по всему, Крит, а плиштим, соответственно - остатки крито-микенской культуры, вытесненные с Крита дорийцами. Археология вполне подтверждает их крито-микенское происхождение.

В Египте сохранилось много упоминаний о вторжении "народов моря", есть и их изображения. Плиштим изображаются в коротких юбочках, безбородыми, с характерными высокими прическами (или перьями), перехваченными лентой. Они прибывают на самой границе бронзового и железного веков. С их прибытием железо, раньше встречавшееся в наших краях, хотя и редко, становится повсеместно распространенным, в том числе и для сельскохозяйственных орудий.

Через много лет, во времена Шауля, говорится (Шмуэль 1:13:19-20):

Кузнеца же не оказалось во всей земле Исраильской, ибо плиштимляне говорили: …чтоб не сделали Иврим меча или копья.

И ходили все Исраэйльтяне к Пелиштимлянам ковать каждый сошник свой, заступ свой, и топор свой, и мотыгу свою

И была (цена) правки – пим для сошников, и для заступов, и для трезубца, и для топоров, и для правки рожна.

Что за мера "пим" - было непонятно, пока в начале 20 века не нашли в Гезере круглую каменную гирьку, на которой было написано "пим". Весит она 7.56 г. Поскольку это 2/3 шекеля,  думают,  что, может быть, это не "пим" а "паим" - двойственное число.

Письменности у плиштим вроде бы не было, поэтому большую часть информации из них мы можем почерпнуть из ТаНаХа.

Их государственным устройством была федерация из 5 городов - Газы, Ашкелона, Ашдода, Гата и Экрона (Тель-Экрон находится недалеко он нынешнего Реховота). Во главе каждого города находился серен. В современном иврите этим словом обозначается офицерское звание капитана, но в ТаНаХе это слово употребляется только по отношению к плиштим. Принято считать, что слово серен - родственное греческому τύραννος или хеттскому tarwanas, означающего "правитель города".

Начиная с середины периода Судей, войны с плиштим - главное политическое содержание еврейской истории. Собственно, государство и монархия у евреев появились, чтобы освободиться от подчинения плиштим. Первый царь - Шауль - погиб в битве с ними, причем битва была не в районе их проживания, а на противоположном конце страны - на горе Гильбоа.

Как известно, в самом конце периода Судей рассказывается, как евреи решили взять на битву с плиштим ковчег завета, были разбиты, и ковчег был захвачен плиштим и принесен в Ашдод.

И стала тяжкой рука Господня над жителями Ашдода, и Он избивал их и поразил их техорим  – Ашдод и окрестности его (Шмуэль 1:5:6).

Что это была за болезнь?

В этом месте, как это иногда бывает в ТаНаХе, читается не но, что написано. Написано непонятное слово офалим (или афолим), а читается тхорим. Офалим - слово непонятное, но хоть корень понятен: какое-то вздутие или возвышение. Тхорим -корень не очень понятен, но у слова есть четкое значение в других семитских языках: геморрой.

Дальше рассказывается, как жители Ашдода передали ковчег в Гат, а те - в Экрон, и в обоих городах начиналась та же болезнь. Причем от нее умирали (Шмуэль 1:5:11-12).

Шмуэль 1:6:1-5

И пробыл ковчег Господень в стране Пелиштимской семь месяцев.

И призвали Пелиштимляне жрецов и чародеев, и сказали: что нам делать с ковчегом Господним? Скажите нам, как отослать нам его в место его?

И сказали те: если вы отсылаете ковчег Бога Исраэйлева, то не отсылайте его ни с чем, но принесите Ему жертву повинности; тогда исцелитесь и узнаете, почему не оставляет вас рука Его.

И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? И те сказали: по числу князей Пелиштимских пять техорим золотых и пять мышей золотых, ибо казнь одна была для всех и для князей ваших.

Сделайте же изображения техорим ваших и изображения мышей ваших, губящих страну, и воздайте славу Богу Исраэйлеву; может быть, Он смягчит руку Свою  над вами и над Богами вашими, и над землею вашею.

Почему-то надо сделать изображения тхорим (что бы это ни значило) и вдобавок изображения мышей. Мыши эти издревле вызывали недоумение. "Мыши вылезали из земли, грызли им кишки и уходили обратно в землю", - объясняет мидраш.

Септуагинта, а за нею и Славянская Библия, как и положено переводу, гармонизирует: раз принесли золотых мышей, значит, и в самой казни были какие-то мыши.

В славянском переводе:

И отяготе рука Господня на Азоте [Ашдоде], и наведе на них, и воскипе им на седалищах их, во Азоте и в пределех Его, и посреде страны его умножишася мышы: и бысть смущение смерти велико во граде.

Но посмотрим на мышей с другой стороны. У греков, а в особенности у жителей Малой Азии, мышь - постоянный атрибут Аполлона. Как пишет Страбон (13:48):

<..>

В этой Хрисе находятся святилище Аполлона Сминфейского и эмблема, показывающая подлинное значение имени бога [мышиный бог]: именно у ноги статуи лежит мышь.

<..>

Прибывшие сюда с Крита тевкры ... получили оракул: «остановиться на жительство там, где на них нападут порождения земли»; это случилось с ними, по рассказам, около Гамаксита, так как ночью огромное множество полевых мышей высыпало на поверхность и перегрызло всю кожу на их оружии и утвари; там тевкры остановились и назвали Иду по имени горы на Крите. Гераклид Понтийский сообщает, что мыши, во множестве водившиеся около святилища, считались священными, а поэтому статуя воздвигнута стоящей на мыши.

<..>

Во всяком случае легенды о тевкрах и мышах (откуда происходит культовое прозвище «Сминфий», так как «сминфии» значит «мыши») следует относить к этим местам.

Аполлон - бог не только искусств, но и эпидемий. В начале Илиады (1:10-39) он - за троянцев (то есть ближайших родственников плиштим) и против ахейцев, он называется Сминфеем (то есть мышиным) и насылает язву на войско ахейцев. На картинке можно увидеть греческую монету с Аполлоном и мышью.

Таким образом, видимо, мыши не связаны с казнью, а атрибут бога, насылающего эпидемии. У плиштим так принято: если начинается эпидемия, то делают золотых мышей в дар богу, ее наславшему.

В этой истории еще один интересный момент:

Шмуэль 1:6:10-11

И сделали люди эти так: взяли двух дойных коров и впрягли их в повозку, а телят их заперли дома.

И поставили в повозку ковчег Господень и ящик с золотыми мышами и с изображениями своих техорим.

Слово аргаз - ящик - вошло в этом значении в современный иврит, однако же в ТаНаХе оно встречается исключительно в этой истории. Существует популярная точка зрения, что это тоже слово плиштимское от индоевропейского корня, родственное греческому αρκος - защита и латинскому arca - ящик.

То есть арон - ковчег и аргаз - ящик - это обозначения похожих предметов на разных языках. В полном соответствии с этим, Славянская библия переводит арон как ковчег, а аргаз - как ковчежец.


Возможно, аргаз - это такой ящик на колесах, вроде изображенного на египетской картинке, посвященной плиштим.



Comments

( 35 comments — Leave a comment )
gview
Apr. 18th, 2012 12:30 pm (UTC)
Мaленький лингвистический вoпрoс: a слoвo "тирaн" тoже прoисхoдит oт этoгo τύραννος?
idelsong
Apr. 18th, 2012 12:37 pm (UTC)
Конечно. Говорят, что это такое смещение значения: "правитель города" у до-греков --> "незаконный правитель города" в классической Греции.
(no subject) - gview - Apr. 18th, 2012 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - May. 23rd, 2012 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gview - May. 23rd, 2012 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - May. 23rd, 2012 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gview - May. 23rd, 2012 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - May. 24th, 2012 04:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - gview - May. 24th, 2012 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - May. 24th, 2012 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gview - May. 24th, 2012 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - May. 24th, 2012 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - May. 24th, 2012 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trueview - May. 23rd, 2012 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - daskalidi - Jul. 30th, 2014 07:38 am (UTC) - Expand
trueview
May. 25th, 2012 06:46 am (UTC)
приплывшие пришельцы
Греч. πλέω "плыть, плавать" (fut. πλεύσομαι и πλευσοῦμαι - поздн. πλεύσω, aor. ἔπλευσα, pf. πέπλευκα; pass.: aor. ἐπλεύσθην, pf. πέπλευσμαι ).

pass.: aor. ἐπλεύσθην --- ПРИПЛЫВШИЕ?

Филистимляне (ивр. פלישתים‎, плиштим — вторгающиеся) происходили с острова Кафтор (Крит). То есть ПЛИШТИМ - ПРИПЛЫВШИЕ (по-гречески). Логично.

Подскажите, пожалуйста, как бы вы, взяв греческий глагол pleio "плыть", переложили его на иврит, чтобы получить ПРИПЛЫВШИХ. Какие могут быть окончания?
cema
Apr. 18th, 2012 01:20 pm (UTC)
А откуда известно, что троянцы их "ближайшие родственники"?
platonicus
Apr. 18th, 2012 01:34 pm (UTC)
Гиндин и Цымбурский, если я правильно помню, вроде бы склонялись к тому, что троянцы представляли собой "взвесь" из хетто-лувийцев и фрако-фригийцев.
cema
Apr. 26th, 2012 06:18 am (UTC)
Понял, спасибо.
(no subject) - cema - Apr. 26th, 2012 06:19 am (UTC) - Expand
ben_yehoshua
Apr. 18th, 2012 01:42 pm (UTC)
на английский арон так и переводится - ark. ну и Ноев ковчег соответсвенно - Noah's Ark
pilpilon
Apr. 18th, 2012 02:35 pm (UTC)
почему же соответственно, когда он тейва.
ben_yehoshua
Apr. 18th, 2012 02:38 pm (UTC)
По русски тоже одно слово - Ноев ковчег, Ковчег Завета. Зачем они одним словом перевели два разных - не знаю.
(no subject) - idelsong - Apr. 18th, 2012 05:45 pm (UTC) - Expand
zushe
Apr. 18th, 2012 02:00 pm (UTC)
Кстати, плиштим были не единственными кто пострадал от близости к Ковчегу. Мидраш обьясняет малочисленность колена левитов тем, что многих из них убивал Ковчег. Ну и вся история с переносом Ковчега при Давиде о том же. При этом на других Ковчег действовал как раз в сторону усиления и даже размножения.
Что бы это значило?
ymi_an_island
Apr. 18th, 2012 02:05 pm (UTC)
в общем поимели филистимляне с Ковчегом Завета изрядный геморрой
idelsong
Apr. 18th, 2012 02:09 pm (UTC)
:)
(no subject) - khavarshenas - Apr. 18th, 2012 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ymi_an_island - Apr. 18th, 2012 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelsong - Apr. 18th, 2012 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ymi_an_island - Apr. 18th, 2012 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ymi_an_island - Apr. 18th, 2012 07:00 pm (UTC) - Expand
shkrobius
Apr. 25th, 2012 12:17 am (UTC)
There is more to mice in the Bible, e.g. see this comment to Isaiah
http://bible.cc/isaiah/37-36.htm
Egyptian chronicles credit field-mice with the destruction of the army of Sanacharibos/Sennacherib. These mice might be "the angel of death" that killed 185,000 Assyrians during the siege of Jerusalem.

It is not impossible that there was an epidemic with mice serving as vectors. I wonder whether this mystery disease was a particularly nasty strain of brucellosis, which sometimes causes orchitis in men (swollen testicles="hemorroids"). In principle, mice can spread brucellosis, and there are strains that kill in a few hours.

I suppose these mice might be literal rather than symbolic. I was even thinking that the Arc might've been infected with mice feces and spreading the infection, hence the trouble of the Philistines and latter the Assyrians. Perhaps Isaiah knew the old stories and connected the dots. He was surprisingly calm in the face of the Assyrian advance...
trueview
May. 25th, 2012 07:12 am (UTC)
«Вторгшийся» - полишани, «захватчик» - полеш, «вторжение» – плиша.

Греч. πολεμίζω "вести войну, воевать, идти войной", πολέμιος "враг, неприятель, противник".
( 35 comments — Leave a comment )

Profile

idelsong
hirsh_ben_arie

Tags

Comments

  • idelsong
    26 Sep 2023, 20:05
    Бен гвир молитву организует. И всего на него зашикали, как же так можно, это провокация, надо договариваться по хорошему.
  • idelsong
    26 Sep 2023, 20:04
    В современных немецких изданиях эта глава, естественно, тоже отсутствует. Но в музее Вильгельма Буша в Ганновере ее можно увидеть, равно как и некоторые другие антисемитские опусы автора.
  • idelsong
    26 Sep 2023, 20:02
    Честно говоря, я не понимаю, почему не организуют на том же месте миллионную демонстрацию. Я бы пошел.
  • idelsong
    26 Sep 2023, 19:16
    Наверное тель авив единственный город в западном мире где прямо и однозначно запретили публичную еврейскую молитву.
    И уж точно единственный, где пожно безнаказанно разгрлмить публичную еврейскую…
  • idelsong
    26 Sep 2023, 18:42
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner