hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Филистимляне, Аполлон и ящик

Как известно, после восстания Бар-Кохбы римские власти решили уничтожить память о том, что была такая страна Иудея. (Аналогично, после восстания Пугачева Екатерина II переименовала Яик в Урал). Римляне переименовали страну в Палестину - в память о филистимлянах, живших когда-то в южной части побережья.

Филистимляне - на иврите плиштим. Если это слово семитское, то оно, скорее всего, происходит от корня п-л-ш - вторгаться. Но, возможно, это переосмысление слова "пеласги".  В ТаНаХе мы имеем дело с разными плиштим. Авраам и Ицхак сталкиваются с плиштим, живущими в земле Грар, в районе нынешнего города Нетивот. Ими управляет царь с титулом Авимелех =Царь-отец, и больше мы о них ничего не знаем.


Другие плиштим появляются в середине эпохи Судей. Откуда они появляются - нет ни малейших сомнений.  "Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора, и Арамлян -из Кира?!" - говорит от имени Всевышнего пророк Амос (9:7). Кафтор - это, судя по всему, Крит, а плиштим, соответственно - остатки крито-микенской культуры, вытесненные с Крита дорийцами. Археология вполне подтверждает их крито-микенское происхождение.

В Египте сохранилось много упоминаний о вторжении "народов моря", есть и их изображения. Плиштим изображаются в коротких юбочках, безбородыми, с характерными высокими прическами (или перьями), перехваченными лентой. Они прибывают на самой границе бронзового и железного веков. С их прибытием железо, раньше встречавшееся в наших краях, хотя и редко, становится повсеместно распространенным, в том числе и для сельскохозяйственных орудий.

Через много лет, во времена Шауля, говорится (Шмуэль 1:13:19-20):

Кузнеца же не оказалось во всей земле Исраильской, ибо плиштимляне говорили: …чтоб не сделали Иврим меча или копья.

И ходили все Исраэйльтяне к Пелиштимлянам ковать каждый сошник свой, заступ свой, и топор свой, и мотыгу свою

И была (цена) правки – пим для сошников, и для заступов, и для трезубца, и для топоров, и для правки рожна.

Что за мера "пим" - было непонятно, пока в начале 20 века не нашли в Гезере круглую каменную гирьку, на которой было написано "пим". Весит она 7.56 г. Поскольку это 2/3 шекеля,  думают,  что, может быть, это не "пим" а "паим" - двойственное число.

Письменности у плиштим вроде бы не было, поэтому большую часть информации из них мы можем почерпнуть из ТаНаХа.

Их государственным устройством была федерация из 5 городов - Газы, Ашкелона, Ашдода, Гата и Экрона (Тель-Экрон находится недалеко он нынешнего Реховота). Во главе каждого города находился серен. В современном иврите этим словом обозначается офицерское звание капитана, но в ТаНаХе это слово употребляется только по отношению к плиштим. Принято считать, что слово серен - родственное греческому τύραννος или хеттскому tarwanas, означающего "правитель города".

Начиная с середины периода Судей, войны с плиштим - главное политическое содержание еврейской истории. Собственно, государство и монархия у евреев появились, чтобы освободиться от подчинения плиштим. Первый царь - Шауль - погиб в битве с ними, причем битва была не в районе их проживания, а на противоположном конце страны - на горе Гильбоа.

Как известно, в самом конце периода Судей рассказывается, как евреи решили взять на битву с плиштим ковчег завета, были разбиты, и ковчег был захвачен плиштим и принесен в Ашдод.

И стала тяжкой рука Господня над жителями Ашдода, и Он избивал их и поразил их техорим  – Ашдод и окрестности его (Шмуэль 1:5:6).

Что это была за болезнь?

В этом месте, как это иногда бывает в ТаНаХе, читается не но, что написано. Написано непонятное слово офалим (или афолим), а читается тхорим. Офалим - слово непонятное, но хоть корень понятен: какое-то вздутие или возвышение. Тхорим -корень не очень понятен, но у слова есть четкое значение в других семитских языках: геморрой.

Дальше рассказывается, как жители Ашдода передали ковчег в Гат, а те - в Экрон, и в обоих городах начиналась та же болезнь. Причем от нее умирали (Шмуэль 1:5:11-12).

Шмуэль 1:6:1-5

И пробыл ковчег Господень в стране Пелиштимской семь месяцев.

И призвали Пелиштимляне жрецов и чародеев, и сказали: что нам делать с ковчегом Господним? Скажите нам, как отослать нам его в место его?

И сказали те: если вы отсылаете ковчег Бога Исраэйлева, то не отсылайте его ни с чем, но принесите Ему жертву повинности; тогда исцелитесь и узнаете, почему не оставляет вас рука Его.

И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? И те сказали: по числу князей Пелиштимских пять техорим золотых и пять мышей золотых, ибо казнь одна была для всех и для князей ваших.

Сделайте же изображения техорим ваших и изображения мышей ваших, губящих страну, и воздайте славу Богу Исраэйлеву; может быть, Он смягчит руку Свою  над вами и над Богами вашими, и над землею вашею.

Почему-то надо сделать изображения тхорим (что бы это ни значило) и вдобавок изображения мышей. Мыши эти издревле вызывали недоумение. "Мыши вылезали из земли, грызли им кишки и уходили обратно в землю", - объясняет мидраш.

Септуагинта, а за нею и Славянская Библия, как и положено переводу, гармонизирует: раз принесли золотых мышей, значит, и в самой казни были какие-то мыши.

В славянском переводе:

И отяготе рука Господня на Азоте [Ашдоде], и наведе на них, и воскипе им на седалищах их, во Азоте и в пределех Его, и посреде страны его умножишася мышы: и бысть смущение смерти велико во граде.

Но посмотрим на мышей с другой стороны. У греков, а в особенности у жителей Малой Азии, мышь - постоянный атрибут Аполлона. Как пишет Страбон (13:48):

<..>

В этой Хрисе находятся святилище Аполлона Сминфейского и эмблема, показывающая подлинное значение имени бога [мышиный бог]: именно у ноги статуи лежит мышь.

<..>

Прибывшие сюда с Крита тевкры ... получили оракул: «остановиться на жительство там, где на них нападут порождения земли»; это случилось с ними, по рассказам, около Гамаксита, так как ночью огромное множество полевых мышей высыпало на поверхность и перегрызло всю кожу на их оружии и утвари; там тевкры остановились и назвали Иду по имени горы на Крите. Гераклид Понтийский сообщает, что мыши, во множестве водившиеся около святилища, считались священными, а поэтому статуя воздвигнута стоящей на мыши.

<..>

Во всяком случае легенды о тевкрах и мышах (откуда происходит культовое прозвище «Сминфий», так как «сминфии» значит «мыши») следует относить к этим местам.

Аполлон - бог не только искусств, но и эпидемий. В начале Илиады (1:10-39) он - за троянцев (то есть ближайших родственников плиштим) и против ахейцев, он называется Сминфеем (то есть мышиным) и насылает язву на войско ахейцев. На картинке можно увидеть греческую монету с Аполлоном и мышью.

Таким образом, видимо, мыши не связаны с казнью, а атрибут бога, насылающего эпидемии. У плиштим так принято: если начинается эпидемия, то делают золотых мышей в дар богу, ее наславшему.

В этой истории еще один интересный момент:

Шмуэль 1:6:10-11

И сделали люди эти так: взяли двух дойных коров и впрягли их в повозку, а телят их заперли дома.

И поставили в повозку ковчег Господень и ящик с золотыми мышами и с изображениями своих техорим.

Слово аргаз - ящик - вошло в этом значении в современный иврит, однако же в ТаНаХе оно встречается исключительно в этой истории. Существует популярная точка зрения, что это тоже слово плиштимское от индоевропейского корня, родственное греческому αρκος - защита и латинскому arca - ящик.

То есть арон - ковчег и аргаз - ящик - это обозначения похожих предметов на разных языках. В полном соответствии с этим, Славянская библия переводит арон как ковчег, а аргаз - как ковчежец.


Возможно, аргаз - это такой ящик на колесах, вроде изображенного на египетской картинке, посвященной плиштим.



Tags: ТаНаХ, история
Subscribe

  • (no subject)

    Если кому интересно - вот запись моей вчерашней лекции "Звери-путешественники".

  • (no subject)

    Полина перевела "Дама сдавала в багаж" :גְּבֶרֶת שׁוֹלַחַת כְּבֻדָּה ,סַפָּה ,חֲבִילָה ,מִזְוָדָה ,כּוֹבַע נוֹצוֹת…

  • (no subject)

    Кто может на иврите, порадуйтесь! Помимо того, что очень смешно, еще и шеhехияну, что можно над этим смеяться. А вы говорите - травмы...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • (no subject)

    Если кому интересно - вот запись моей вчерашней лекции "Звери-путешественники".

  • (no subject)

    Полина перевела "Дама сдавала в багаж" :גְּבֶרֶת שׁוֹלַחַת כְּבֻדָּה ,סַפָּה ,חֲבִילָה ,מִזְוָדָה ,כּוֹבַע נוֹצוֹת…

  • (no subject)

    Кто может на иврите, порадуйтесь! Помимо того, что очень смешно, еще и шеhехияну, что можно над этим смеяться. А вы говорите - травмы...…