hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Во многих рукописях и ранне-печатных изданиях пасхальной агады встречается один и тот же юмористический сюжет. В ранне-печатной Пражской агаде (16 в.) напротив слова "марор" (горькая трава, которую едят во время пасхальной трапезы) нарисован мужчина, держащий марор, и, может быть, женщина, и написано:

Есть в мире обычай, что муж <,упоминая марор,> показывает на жену, как сказано "плохая жена горше смерти" (неточная цитата иа Эккл. 7:26: "И нахожу я, что горше смерти женщина...").


Prague

Обычай этот не упоминается ни в каких hалахических истоичниках, но нередко встречается на миниатюрах в самых разных агадах. То есть именно народный обычай.

Вот, например, так называемая Brother Haggadah, судя по всему, из Каталонии, конец 14-начало 15 в. В верхней части картинки - огромный марор, похожий на артишок, а в нижней - муж показывает пальцем на жену.

Brother

Вот - так называемая Вашингтонская агада, 1478 г. Тут мы даже знаем имя автора - Йоэль бен Шимон Файбуш Ашкенази их Бонна. Напротив слова марор мужчина в ренессансной одежде одной рукой держит марор, а другой - показывает на жену.

washington

Аналогично - в так называемом Сборнике Ротшильда - Моше бен Екутиэль hаКоhен, Феррара, 1479 г.

Rotschild

Юмористический аспект еще больше подчеркивается в так называемой агаде Хилек ве-Билек (Париж, 1333 г.).  Хилек и Билек  - это вот кто такие. По-русски есть выражение "А за квартиру Пушкин будет платить?" Так вот, в Талмуде роль Пушкина играют Хилек и Билек. Почему эта агада так называется, я не смог понять. Надо разбираться. Видимо, они там где-то упоминаются.

Paris


Paris 2

Так вот, возвращаясь к марору. На картинке муж держит марор и показывает пальцем на жену. А жена показывает пальцем на мужа. И всё это сопровождается шутливыми стихами. Напротив мужа написано:

מרור זה קולי בְּהָרֵם, בזה וזה גורם          

<При словах> "этот марор" повышает голос, имея в виду и то и другое. (Т.е. и марор и жену).

А напротив жены:

הלא חשבתיך כאחד מהם, ויבוא השלישי ויסריח ביניהם

А я тебя считаю одним из них.

<И дальше от автора>: Придет третий и завоняет между ними

Последние слова - юмористическая ссылка на принципы комментирования Торы  р. Ишмаэлем: ויבוא השלישי ויכריע ביניהם - Придет третий и рассудит между ними


  1. См. статью по-английски

  2. См.  статью на иврите.

Tags: еврейская история, живопись
Subscribe

  • (no subject)

    В дневниках гр. Ламсдорфа за 1886 г. Министр иногда опасается, что его приглашают к столу только по привычке и что это стеснительно для Их…

  • Из комментов

    Для меня Шолохов - это один из самых четких лакмусов. Никакой здравый человек не может верить, что малограмотный 23-летний юноша детально, без…

  • (no subject)

    Знаете, что хотя собственно Картли стало частью России еще в начале 19 в., оставалось еще отдельное автономное Мегрельское княжество со столицей в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • (no subject)

    В дневниках гр. Ламсдорфа за 1886 г. Министр иногда опасается, что его приглашают к столу только по привычке и что это стеснительно для Их…

  • Из комментов

    Для меня Шолохов - это один из самых четких лакмусов. Никакой здравый человек не может верить, что малограмотный 23-летний юноша детально, без…

  • (no subject)

    Знаете, что хотя собственно Картли стало частью России еще в начале 19 в., оставалось еще отдельное автономное Мегрельское княжество со столицей в…