Начало - здесь.
Книга Бернарда Льюиса "The Jews of Islam" рассказывает о том, что кровавый навет был практически неизвестен в Османской империи начиная с 16 в., когда Сулейман Великолепный издал фирман о том, что обвинения евреев в использовании крови не имеют под собой оснований. Но, говорит Льюис, в 19 веке эти обвинения приняли эпидемический характер. Он приводит внушительный список из >30 инцидентов (не все из них дошли до арестов и судов) в азиатской части империи, на Балканах и в Греции они встречались еще чаще.
Он подчеркивает четыре особенности этой волны обвинений:
1. Они всегда исходили от христианского населения, и часто раздувались христианской, в особенности грекоязычной прессой.
2. Часто (как в уже описанном Дамасском деле) именно вмешательство иностранных дипломатов заставляло местные власти дать делу ход. Во многих случаях вмешивались именно французские дипломаты, на Родосе в том же 1840 г. это было вмешательство английского консула.
3. Как правило, османские власти относились к евреям доброжелательно и без вмешательства извне не склонны были давать делу ход.
4. Если еврейская община оказывалась в опасности, как правило, ей помогало активное вмешательство английских, иногда прусских или австрийских дипломатов. Как я уже говорил, на Родосе давление местного английского консула заставило власти открыть дело, но позже вмешательство английского министерства иностранных дел заставило его прекратить.
И роль прессы, и вмешательство иностранных дипломатов, разумеется, новые явления в Османской империи; до 19 века они не играли значительной роли. Льюис пишет, что в Марокко или в Иране, где было слабее западное влияние и не были местных христиан, хотя отношение к евреям было плохим, кровавый навет не возникал никогда. [UPD: Льюис пишет, но другие источники вполне упоминают кровавые наветы в Иране. Правда, в основном на северо-западе, и в основном обвинения исходили от армян]
К началу 20 века обвинение перекочевало из греческих газет в арабские, сначала в Египте, а потом по всему арабскому миру, и с тех пор завоевало популярность и стало общим местом арабского миропонимания. И так это и до сих пор.
В 1991 г. Мустафа Талас, сирийский министр обороны, выпустил книгу "Маца Сиона", посвященную дамасскому делу. В 2000 г. главная египетская газета Аль-Ахрам опубликовала статью на целый лист "Еврейская маца делается из арабской крови". [UPD: Справедливости ради следует заметить, что в 2003 году "серый кардинал" Мубарака Осама эль-Баз опубликовал в той же газете серию статей, в которых писал, что евреи, конечно, сволочи, но ритуальное убийсттво и "Протоколы" - вымысел]. Не только светские националисты, но и вполне правоверные мусульмане вполне поддерживают это обвинение. Саудовский король Фейсал писал в египетской газете в 1972 г., как в его бытность в Париже было найдено обескровленное тело ребенка, и что совершенно ясно, что это дело рук евреев.
Но это в наше время. А в 19 веке это обвинение еще не достигло мусульман. И вообще, именно христиане, а не евреи представлялись тогда мусульманам врагом № 1.
С уходом Мухаммеда Али положение христиан ухудшилось, вместе с уменьшением влияния европейских держав. Но собственно Османская империя и сама проводила модернизацию, и, так же как и у Мухаммеда Али, мусульманское население воспринимало ее как наступление на свои мусульманские привилегии. Главные их претензии были те же, что и при Мухаммеде Али: неслыханное налогообложение мусульман и призыв в армию.
В конце 18 века в Алеппо переселилась из Ливорно богатая и образованная еврейская семья Пиччото. Почти все европейские страны - Дания, Тоскана, Пруссия, Сицилия, а позже даже Австрия и Россия - назначили разных членов этой семьи своими внештатными консулами в Алеппо. Только Англия и Франция держали в Алеппо настоящих засланных консулов. Французский при этом всячески подчеркивал, что он - защитник христианского населения.
В 1850 г. в Алеппо произошел погром. Громили христиан, а евреев не трогали. Христиане-современники объясняли это, и даже обвиняли евреев в том, что они-мол знали о погроме и откупились. Но большинство историков считает, что от неуправляемой толпы откупиться невозможно, и что погромщики-мусульмане считали именно христиан врагами и чужими, а евреев - своими.
Евреев настолько не трогали, что русский и австрийский консулы Рафаэль и Элияhу Пиччото спасли у себя более двухсот человек, включая греческого патриарха. Рафаэль Пиччото даже получил за это награду от русского правительство и был назначен штатным консулом с жалованием.
В 1860 г. в Ливане вспыхнула война между друзами и христианами. Как положено, война началась с драки между двумя мальчишками, за мальчишек заступились отцы, - и в течение нескольких дней полыхали все окрестности Бейрута. Из некоторых деревень ушли христиане, из других - друзы. Евреи не участвовали в войне, но бежали из христианских деревень вместе с друзами.
Война неожиданно перекинулась в Дамаск, где к друзам присоединились мусульмане и турецкие солдаты, и началась серьезная резня. Считается, что в погибло 25,000 христиан, в том числе американский и голландский консулы. Христианский квартал был полностью разрушен, оставшиеся христиане бежали в Бейрут. Евреев при этом не трогали.
Разрушенный христианский квартал в Дамаске
С согласия османских властей, Наполеон III направил в Дамаск 12-тысячную французскую армию для восстановления порядка.