hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Рабби Абаhу и рав Сафра

Авода Зара 4а

Рабби Абаhу прославлял перед еретиками рава Сафру. <Те> дали ему <льготы> в налогах на тринадцать лет. Однажды встретили его < еретики> и спросили:

Сказано (Амос 3:2): Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому (и) взыщу Я с вас за все грехи ваши.

Тот, у кого есть лошадь, от большой любви взвалит на нее непосильный груз?

Промолчал р. Сафра и ничего им не ответил. Содрали <они> ему судар (=покрывало) с шеи и обижали его. Проходил р. Абаhу и увидел их. Спросил их: "Почему вы его обижаете?". Ответили они: "Разве ты не говорил нам, что он большой мудрец? А он не смог объяснить нам этот стих".

Сказал <р. Абаhу>: "Я говорил, что он большой специалист в Мишне <=устной Торе>. А про Писание я не говорил". Спросили они: "В чем разница между вами, что вы <израильские мудрецы> разбираетесь в Писании, а они <вавилонские мудрецы> - нет?" Ответил он: "Мы соседствуем с вами и потому должны уметь вам ответить, а им это не нужно"

Спросили они: "А как ты объясняешь стих?" - "Предложу вам притчу. У человека два должника, одного он любит, а другого ненавидит. Любимому он позволит выплачивать долг маленькими порциями. А с нелюбимого сразу взыщет всю сумму". <Так и Всевышний взыскивает с тех, кого любит, на этом свете, и не оставляет расплату до того света>.

Давайте немного поясним. Рабби Абаhу - палестинский мудрец, живет в Кесарии. [UPD Он - руководитель евреев города. А руководитель христиан - Евсевий Кесарийский]. Энциклопедия указывает в качестве даты его смерти 320 г., то есть между Миланским эдиктом (313 г.) и Никейским собором (325 г.). Видимо, в этот период и происходит действие. Христиане - уже господствующая сила, но полный разрыв с иудаизмом еще не произошел. В частности, для определения времени христианской пасхи они по-прежнему должны опираться на постановления еврейского суда: он назначает, когда будет еврейская пасха, а христианская все еще от нее зависит. Поэтому еврейские мудрецы пользуются всеобщим уважением, отражающимся в Кесарии даже в налоговых льготах. О всеобщем уважении жителей Кесарии к р. Абаhу есть много других историй.

Р. Сафра приехал из Вавилона, по учебным или по торговым делам. Мы знаем про него, что он крупный торговец. Р. Абаhу, надо полагать, ведет его в городское правление (как бы оно там ни называлось), чтобы получить для него налоговые льготы, положенные еврейскому мудрецу. В правлении доминируют христиане. Через некоторое время оказывается, что р. Сафра не в состоянии прокомментировать стих из пророка. Христиане считают, что он самозванец, незаконно получивший льготы и уважение, и ведут себя с ним соответственно. Р. Абаhу вступается за него: тот, действительно, великий специалист в области еврейского закона, но не в области комментирования Писания.

"Как же так?" - спрашивают они, - "а почему вы - палестинские мудрецы - можете и то и другое?" Следует - возможно, юмористический, - ответ: "Потому что в Вавилоне нет христиан, и ему не приходится заниматься полемикой с ними".

Tags: гемара, еврейская история
Subscribe

  • (no subject)

    Слово хашмаль трижды появляется в книге Ехезкеля: два раза в 1 главе (1:4 и 1:27) и один раз в 8:2 не хашмаль, а хашмала. Во всех случаях его…

  • (no subject)

    Я очень люблю эту фотографию. И она, конечно, посвящена дню Победы. Но, чтобы не ходить путями эморейцев и не подставлять плечо подлым тварям,…

  • Про обременение года

    Санhедрин 26 а-b Р. Хия бар Зарнуки и р. Шимон бен Йеh оцадак отправились обременить год [т.е. назначить високосный год с тринадцатым месяцем] в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (no subject)

    Слово хашмаль трижды появляется в книге Ехезкеля: два раза в 1 главе (1:4 и 1:27) и один раз в 8:2 не хашмаль, а хашмала. Во всех случаях его…

  • (no subject)

    Я очень люблю эту фотографию. И она, конечно, посвящена дню Победы. Но, чтобы не ходить путями эморейцев и не подставлять плечо подлым тварям,…

  • Про обременение года

    Санhедрин 26 а-b Р. Хия бар Зарнуки и р. Шимон бен Йеh оцадак отправились обременить год [т.е. назначить високосный год с тринадцатым месяцем] в…