Авода Зара 4а
Рабби Абаhу прославлял перед еретиками рава Сафру. <Те> дали ему <льготы> в налогах на тринадцать лет. Однажды встретили его < еретики> и спросили:
Сказано (Амос 3:2): Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому (и) взыщу Я с вас за все грехи ваши.
Тот, у кого есть лошадь, от большой любви взвалит на нее непосильный груз?
Промолчал р. Сафра и ничего им не ответил. Содрали <они> ему судар (=покрывало) с шеи и обижали его. Проходил р. Абаhу и увидел их. Спросил их: "Почему вы его обижаете?". Ответили они: "Разве ты не говорил нам, что он большой мудрец? А он не смог объяснить нам этот стих".
Сказал <р. Абаhу>: "Я говорил, что он большой специалист в Мишне <=устной Торе>. А про Писание я не говорил". Спросили они: "В чем разница между вами, что вы <израильские мудрецы> разбираетесь в Писании, а они <вавилонские мудрецы> - нет?" Ответил он: "Мы соседствуем с вами и потому должны уметь вам ответить, а им это не нужно"
Спросили они: "А как ты объясняешь стих?" - "Предложу вам притчу. У человека два должника, одного он любит, а другого ненавидит. Любимому он позволит выплачивать долг маленькими порциями. А с нелюбимого сразу взыщет всю сумму". <Так и Всевышний взыскивает с тех, кого любит, на этом свете, и не оставляет расплату до того света>.
Давайте немного поясним. Рабби Абаhу - палестинский мудрец, живет в Кесарии. [UPD Он - руководитель евреев города. А руководитель христиан - Евсевий Кесарийский]. Энциклопедия указывает в качестве даты его смерти 320 г., то есть между Миланским эдиктом (313 г.) и Никейским собором (325 г.). Видимо, в этот период и происходит действие. Христиане - уже господствующая сила, но полный разрыв с иудаизмом еще не произошел. В частности, для определения времени христианской пасхи они по-прежнему должны опираться на постановления еврейского суда: он назначает, когда будет еврейская пасха, а христианская все еще от нее зависит. Поэтому еврейские мудрецы пользуются всеобщим уважением, отражающимся в Кесарии даже в налоговых льготах. О всеобщем уважении жителей Кесарии к р. Абаhу есть много других историй.
Р. Сафра приехал из Вавилона, по учебным или по торговым делам. Мы знаем про него, что он крупный торговец. Р. Абаhу, надо полагать, ведет его в городское правление (как бы оно там ни называлось), чтобы получить для него налоговые льготы, положенные еврейскому мудрецу. В правлении доминируют христиане. Через некоторое время оказывается, что р. Сафра не в состоянии прокомментировать стих из пророка. Христиане считают, что он самозванец, незаконно получивший льготы и уважение, и ведут себя с ним соответственно. Р. Абаhу вступается за него: тот, действительно, великий специалист в области еврейского закона, но не в области комментирования Писания.
"Как же так?" - спрашивают они, - "а почему вы - палестинские мудрецы - можете и то и другое?" Следует - возможно, юмористический, - ответ: "Потому что в Вавилоне нет христиан, и ему не приходится заниматься полемикой с ними".