По средневековым христианским представлениям, десять пропавших колен Израиля живут в Каспийских горах, где их запер Александр Македонский.
…сначала Александр Македонский пытался <их> заточить среди крутых Каспийских гор смоляными камнями. Когда же он увидел, что это дело свыше человеческих сил, то призвал на помощь Бога Израиля, и сошлись вершины гор друг с другом и образовалось место, неприступное и непроходимое. Об этом месте и говорит Иосиф: "Сколь много содеет Бог для правоверного, [если] он столько содеял для неверного?"
Матвей Парижский Великая Хроника 13 в.
Эти же десять колен вырвутся из своих гор в конце времен и нападут на христианский мир. Они же – Гог и Магог.Видимо, самое раннее место, по крайней мере в Европе, где десять колен связываются с Гогом и Магогом - это Петр Коместор в книге "Historia Scholastica" в середине 12 в.
В Германии они еще назывались "Красные евреи". Непонятно, что означает "красные" – краснокожие, рыжие, коварные, а может воинственные. В 16 в. Лютер и Агрикола публично опровергали эту легенду. Лютер в 1530 г. объявил, что никаких красных евреев на Востоке нет, а Гог и Магог – это турки. В 1528 г. Агрикола пишет:
По их словам, Александр Великий пал на колени и умолял Господа сомкнуть Каспийские горы и таким образом заточить Красных евреев, что и произошло. Так родилась легенда о том, что племя Красных евреев должно явиться вместе с Енохом и Илией накануне Конца Света. Однако не имеет значения, есть ли в ней правда или нет. [Вера Александра не может спасти его], ибо очевидно, что никакая вера не может дать спасения, кроме веры в Иисуса Христа, как учил о том Павел.
В 16 веке образованные люди опровергали эту легенду, но в 13 - никто в ней не сомневался. Христианскому населению было очевидно, что в конце времен будет страшная война с Гогом и Магогом, то есть с десятью коленами Израиля. Более того, и среди евреев была популярна идея о том, что в конце времен в Европу явятся десять колен. Евреи, естественно, воспринимали это положительно.
Мессианские ожидания среди евреев усилились вокруг 1240 г. - 5000 г. по еврейском летоисчислению.
И действительно, в это время появились первые слухи о том, что из каких-то загадочных мест на Европу идет загадочный и совершенно незнакомый воинственный народ.
Первые сведения о монголах пришли в Европу от венгерского монаха-доминиканца брата Юлиана. Он отправился на восток с целью разыскать Magna Hungaria - страну, где живут еще не окрещенные венгерские племена, не пошедшие на запад. После долгого и тяжелого путешествия через Константинополь, Дон и Волгу он действительно нашел Magna Hungaria где-то в нынешней Башкирии. Тамошние венгры тепло его встретили, и он отправился с отчетом к королю Бэле IV. Видимо, в 1237 г. от отправился в новое путешествие, но нашел и Magna Hungaria, и волжскую Болгарию разоренными, и вернулся обратно через Суздаль, до которого монголы еще не добрались - это позволяет с большой точностью датировать его путешествие.
В 1241 г. монголы появились в Польше и в Венгрии. Не удивительно, что христиане воспринимали их как Гога и Магога, то есть как десять колен Израиля. Матвей Парижский приводит письмо венгерского епископа парижскому (то ли 1240, то ли 1242 г.):
…желая дождаться зимы, выслали они вперед нескольких лазутчиков в Руссию; из них двое были схвачены и отправлены к государю королю Венгрии, и были они у меня под стражей; и от них я узнал новости, которые вверяю Вам. Я спросил, где лежит земля их, и они сказали, что "лежит она за какими-то горами и расположена близ реки, что зовется Эгог; и полагаю я, что народ этот — Гог и Магог. Я спросил о вере; и чтобы не распространяться, скажу, что они ни во что не верят; и они начали говорить, что они отправились на завоевание мира. Буквы у них иудейские, ибо ранее собственной письменности у них не было. Я спросил, кто те, что учат их грамоте; они сказали, что это люди бледные, они много постятся, носят длинные одежды и никому не причиняют зла; и поскольку они сообщили о людях этих много подробностей, которые схожи с религиозными обрядами фарисеев и саддукеев, я полагаю, что они — саддукеи и фарисеи. Я спросил, разделяют ли они пищу [на чистую и нечистую]; они сказали, что нет; ведь едят они лягушек, собак и змей и все [прочее] без разбора.
В действительности, конечно, монголы писали уйгурским письмом, а обучили их ему уйгурские монахи.
Слухи о приближающемся иудейском войске, да еще сопряженные с мессианскими ожиданиями, равно воодушевляли евреев и пугали христиан. Тот же Матвей Парижский отдельно упоминает историю "О чудовищном коварстве иудеев":
В течение всего этого времени многие иудеи из заморских областей, а преимущественно из империи, полагая, что народ тартарский и куманский относится к роду тех, кого господь некогда заключил в Каспийских горах, [вняв] молитвам Александра Великого, собрались в тайном месте по общему согласию. К ним [тот], кто, кажется, был мудрейшим и могущественнейшим из них, так обратился, сказав: "Братья, [вы], которые суть семя светлого Авраама, виноградник бога Саваофа! Господь наш Адонай долго оставлял нас поверженными под властью христианской. Но ныне грядет час, когда мы обретем свободу, чтобы, наоборот, мы по приговору божьему и их угнетали, чтобы обрел спасение уцелевший Израиль. Ибо вышли братья наши, племя израильское, некогда заключенные, чтобы подчинить себе и нам весь мир. И насколько суровым и длительным было предшествующее страдание, настолько большая слава воспоследует. Встретим же их богатыми дарами, оказывая им высшие почести. Нужны им вино, оружие и пища". Когда все благосклонно выслушали эту речь, купили они мечи, ножи, а также кольчуги, какие могли приобрести, и тщательно спрятали их в бочках, дабы надежней замаскировать свое коварство. И, не таясь, сказали они владыкам христианским, под властью которых находились, что те, кого люд тартарами называет, суть иудеи и пьют они вино лишь из иудейского винограда, "и об этом они сообщили нам и с большой настойчивостью просили поставить им вина из нашего винограда, сделанные нами, их братьями. Мы же, желая уничтожить их, варваров и врагов человеческих; и вас, христиан, избавить от неминуемого жестокого уничтожения, приготовили около тридцати бочек вина, напитанного смертельным ядом, чтобы передать им его возможно скорее". И согласились христиане, чтобы эти коварные иудеи преподнесли такой дар коварным [врагам]. Но когда они прошли в отдаленные части Алеманнии и приготовились переправиться со своими бочками через один мост, владелец моста, как это принято, приказал уплатить пошлину за переправу. Они же, дерзя и отказываясь заплатить требуемое, сказали, что во благо империи и даже всего христианского мира обременили себя этим делом, направляясь к тартарам, [чтобы] коварно напоить их своим вином. Но страж моста, не поверив заявлению иудеев, проколол одну бочку, но из нее не просочилось никакой жидкости. Тогда, убедившись в злом умысле, он сорвал обручи и разбил эту бочку, и оказалось, что она наполнена разным оружием. И он воскликнул: " О, неслыханное предательство! И как только терпим мы таких среди нас?" И тут же он сам и остальные, которых привлекло его изумление, тотчас разбили все другие бочки [и], обнаружив, что они наполнены кёльнскими мечами без рукоятей и лезвиями ножей, аккуратно и плотно уложенными, всем явно показали скрытые махинации и неслыханное коварство иудеев, более желавших помочь врагам мира…
9 апреля 1241 г. монголы разбили совместное польско-тевтонское войско под Легницей, через два дня - совместное венгерско-хорватское войско на реке Шайе. А в мае, то есть тогда, когда известия о поражениях дошли до Франкфурта, там произошла Judenschlacht - битва с евреями. Именно битва - потому что евреи были вооружены и защищались.
Монголы взяли Загреб и Далмацию, приближались к Вене и Венеции. По большинству мнений, в начале 1242 г. Батый поверныл на восток, узнав о смерти своего отца Удегея, чтобы принять участие в борьбе за власть. Европейцы этого не знали, и до нашего времени есть не меньше четырех народов, считающих, что это они защитили Европу от монголов. В чешской <поддельной> Краледворской рукописи рассказывается о <вымышленной> битве с монголами под Оломоуцем.
Легенда о красных евреях сохранилась еще очень надолго, и у немцев, и у евреев. Лютер оспаривал лишь то, что красные евреи - это Гог и Магог. По Лютеру, татары действительно произошли от красных евреев, но Гог и Магог - это, конечно, турки.