Некоторое время назад журнал New Scientist составил список самых идиотских экспериментов, проведенных когда-нибудь и кем-нибудь. Первое место в нем занял опыт, опубликованный в Science в 1962 г. Слону в оклахомском зоопарке вкололи дозу ЛСД. Слон закрутился на месте, затрубил и свалился в судорогах. Через 5 минут он умер. Авторы сделали вывод, что слоны отличаются повышенной чувствительностью к ЛСД. В конце статьи они пишут, что их данные могут иметь большое практическое значение при охоте на слонов.
Этот пример нередко разбирают в учебниках. При расчете дозы авторы просто пересчитали дозу, которую они давали кошкам, на вес данного слона (3000 кг). Они не учли, что надо делать поправку на уровень метаболизма. Большое животное отдает гораздо меньше тепла, и поэтому расходует гораздо меньше энергии. Как правильно заметили в ответе на предыдущий вопрос, эмпирически показано, что уровень метаболизма у теплокровных животных пропорционален весу в степени 3/4.
Таким образом, оклахомские ученые, давшие слону дозу в 1000 раз большую, чем кошке весом 3 кг, ошиблись. Они должны были дать в (3000/3)0.75=177 раз большую дозу, чем дали кошке, то есть превысили в 5.6 раз. Справедливости ради следует сказать, что кошка не умерла бы от шестикратной передозировки, то есть слоны таки более чувствительны.
Аналогичные закономерности связывают и другие параметры разных животных. Так, например, размер сердца у разных животных примерно пропорционален весу, а нормальный пульс в покое зависит от веса приблизительно в степени -0.2.
Точно так же, только со знаком плюс, зависит от размера продолжительность жизни животного.
Попробуем перемножить эти две характеристики. Ну, и пересчитать годы в минуты. Полученная величина будет означать число ударов сердца за жизнь животного. Оказывается, что это величина совсем не зависит от размера животного. И у кита, и у мыши за время их жизни сердце стукнет одинаковое количество раз: от 500 млн. до 2 млрд.