Прочитал в книжке Шпербера. У евреев в некой тунисской деревне существовал странный и очевидно противоречащий hалахе обычай. Во восьмой день песаха (в галуте) они уходили в развалины античного стадиона, находившиеся неподалеку, и там тайно ели хамец (откуда брали, история умалчивает).
Когда стали выяснять, выяснилось, что лет за сто до этого деревню посетил большой рав из Эрец Исраэль, который вел себя именно так - спрятался в восьмой день и тайно ел хамец. Жители, конечно, следили за каждым шагом мудреца и последовали его примеру.
Когда я рассказал эту байку раву Б., он сказал: "А тот, конечно, так себя вел, так как не хотел нарушить cвой минhаг - мимуну".
Comments
Какие святые евреи были в Тунисе...
мимуна - святое дело.
Но жители Израиля будучи заграницей праздники не удваивают, поэтому житель Израиля в Тунисе мог есть хлеб на день раньше местных. Но делать это надо было, конечно, скрытно, иначе некрасиво. Тот визитёр не смог скрыть, что он уходит из города и тайно ест хлеб. Поэтому жители города скопировали его поведение, что было, конечно, неправильно. И породили неправильный обычай.
Теперь читатели Идельсонга начинают шутить про Маймуну.
1. Это праздник не тунисских , а марокканских евреев, который в Израиле распространился и на других евреев не-европейского происхождения.
2. Маймуна празднуется после окончания Песаха, главная аттракция - блюда запрещённый на Песах, поэтому Маймуна празднуется вне Израиля не день позже, чем в Израиле. То есть, если бы там праздновали Маймуну, они делали бы это всё равно после Песаха.
Короче говоря, никакого совпадения праздников там не было.А была разница между обычаями Израиля и диаспоры.
Примечание 1. Жители диаспоры, находясь в Израиле, тоже удваивают праздники.
Примечание 2. Удваиваются праздники, упомянутые в Пятикнижии Моисея, кроме Судного дня.
Примечание 3. В настоящее время еврейские праздники известны заранее, тоже христианские. А вот мусульманские - нет. Среди мусульман США идёт спор, использовать ли вычисления даты праздников или смотреть по Луне, как и раньше.
Mimouna in Wikipedia
американские мусульмане приняли решение
Жители Израиля празднуют праздник один день, а жители диаспоры - два. Это связано с тем, что в старину гонец с сообщением, когда именно новолуние (и начался месяц нисан) не мог успеть добраться до диаспоры.
Таким образом, у жителей Туниса восьмой день - еще Песах и нельзя есть хамец. А у раввина из Израиля - уже будни. В такой ситуации, когда кому-то что-то можно, а другим нельзя, предписывается это делать втихомолку, чтобы не создавать соблазна для других. Вот он и уходил в развалины.
Но возникает естественный вопрос - что, он потерпеть до завтра не мог. Почему ему так приспичило? И на это был предложен ответ - потому что у него был его собственный обычай - есть хамец в восьмой день, и он не хотел его нарушать.
А жители деревни, соответственно, все увидели и скопировали его поведение.