Гермы - это такие каменные столбы с головой и, как правило, с фаллосом, посвященные Гермесу.
Их нередко ставили у входов в дома, при храмах, или просто на скрещении дорог. Голова могла быть просто головой, а могла быть портретом известного человека, и фаллос отнюдь этому не мешал.
Вот на картинке - герма с портретом Демосфена с афинской агоры, фаллос не полностью сохранился. Интересно, почему в наше время так не делают? Голова Рабина, Путина или Обамы хорошо бы смотрелась.
Вот на картинке путник с тяжелой ношей присел отдохнуть у гермы.
И ворона.
Всякий проходящий по дороге бросал камешек рядом с гермой, поэтому обычно там находилась заметная кучка камней.
Как говорится в басне Эзопа "Гермес и пес":
Была четырехугольная статуя Гермеса на краю дороги, и у ее основания сложена куча камней. Пес подошел к статуе и сказал: "Гермес, я приветствую тебя! Я собираюсь принести тебе воскурение, ибо я не могу пройти мимо бога, особенно бога атлетов, и не почтить его". Сказал Гермес псу: "Оставь масло. Ты достаточно почтишь меня тем, что не пописаешь на меня".
В Афинах, где культ Гермеса был особенно популярен, Алкивиад был обвинен в осквернении герм и даже заочно приговорен афинским судом к смертной казни.
…в одну ночь были изуродованы лица почти у всех изображений Гермеса, и тогда всполошились многие даже среди тех, кто в иных случаях равнодушно встречал подобные вести. Сначала говорили, будто кощунство учинили коринфяне, — ведь это они некогда основали и заселили Сиракузы и теперь, мол, с помощью злых предзнаменований стараются задержать афинян или даже заставить их отказаться от войны. Народ, однако, не пожелал прислушаться ни к подобным объяснениям, ни к словам тех, кто видел во всем этом не какое-то грозное предвещание, но самую обыкновенную пьяную выходку распущенных юнцов, которые, захмелев, легко переходят от шуток к наглым бесчинствам.
Статуи - принадлежность частных или особенно богатых герм, в других местах хватало, собственно, кучи камней, в которую проходящие добавляли камень.
В Талмуде гермы неоднократно упоминаются под латинским названием Меркулис (от Меркурия). Это несколько странно для страны, где греческий столь популярен, а латынь воспринимается как чужой язык. Шпербер объясняет, в чем дело.
Культ Гермеса не был особо популярен в этих местах, а в 193 г. Септимий Север основал в Гелиополисе в Ливане римскую колонию - нынешний Баальбек в долине Бекаа .Там построили огромный храмовый комплекс, включавший в себя богатые храмы Юпитера, Вакха, Венеры и Меркурия, и распространившийся оттуда культ Меркурия воспринимался всеми местными жителями как римский, идущий из этого города.
То есть во время Мишны культ Меркурия - новый в этих краях и быстро распространяющийся. Мишну, естественно, занимает то, что, вроде бы, невинный обычай бросить камешек в кучу камней у дороги - это полноценное строжайше запрещенное идолопоклонство.
Человек, проходящий мимо Меркулиса, должен произнести специальную браху: поблагодарить Всевышнего за долготерпение к грешникам (Брахот 57b).