hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Когда-то у нас в синагоге М. Шнейдер сравнивал ритуал Йом Кипура с другим обрядом, где также берутся два одинаковых объекта, с одним из которых поступают как с кодеш, а другой демонстративно уничтожают. Так проводят границу.

Он говорил о специальном ритуале, проводимом, когда расширяют границы Иерусалима или Храмового пространства (азары).



В Мишне Швуот 2:2 говорится:

...не прибавляют к городу и к азаре, кроме как при царе, и при пророке, и при урим и тумим, и при Санhедрине из 71 мудреца, и при двух жертвах благодарности, и при песнопениях. Идет Бейт дин, за ним две жертвы, а весь Израиль за ними. Внутреннюю жертву съедают, а внешнюю сжигают.

Всё это, естественно, требует пояснений. У Иерусалима - особый статус в смысле святости: в его границах, но не за его пределами, можно есть некоторые типы жертв или маасер шени. Потому, если расширяют границу Иерусалима, проводится некий специальный обряд: готовятся две одинаковые жертвы (Гемара объясняет, что это хлеба), их торжественно выносят к новой границе так, чтобы одна оказалась по одну, а другая - по другую сторону этой границы. Ту, которая находится внутри, съедают. А ту, которую вынесли наружу - уничтожают.

В Гемаре специально обсуждают, как несут два хлеба: рядом или один за другим. Если один за другим, понятно, что первый уйдет за пределы города и будет сожжен, а второй останется в пределах. А если вместе - как решить, какая из жертв подлежит уничтожению?! Для того и нужен пророк, отвечает Гемара.

Весь этот обряд берется из книги Нехемии 12:

(31) И возвел я знать Иудеи на стену, и принес две большие благодарственные жертвы для шествия поверх стены направо, к Мусорным воротам. (32) И пошел за ними Ошайа и половина знати Иудеи, (33) И Азария, Эзра и Мешуллам, (34) Иеhуда, Биньямин и Шемайя, и Ирмия, (35) И часть молодых священников с трубами: Зехария бен-Ионатан, бен-Шемайя, бен-Маттания, бен-Михайя, бен-Заккур, бен-Асаф И братья его: (36) Шемайя и Азарэль, Милалай, Гилалай, Маай, Нетанэль и Иеhуда, Ханани с музыкальными инструментами Давида, человека Божья, а Эзра, писец, – впереди них. (37) И (прошли они) у ворот Источника, и против них поднялись по ступенькам города Давидова, восходя по стене от дома Давида до Водных ворот, что на востоке. (38) А вторая благодарственная жертва шла в противоположном направлении и за нею я; а половина народа – на стене вверху: от Печной башни и до широкой стены, (39) И над воротами Эфраима, и над Старыми воротами, и над Рыбными воротами, и над башней Хананэля, и над башней Сотни – до Овечьих ворот; и остановились они у Тюремных ворот. (40) И остановились обе благодарственные жертвы в храме Божьем, и я, и со мною половина главных.

Хотя в книге Нехемии, очевидно, происходит нечто совершенно другое: никаких урим и тумим нет, никакую жертву не сжигают, а обе обносят по городским стенам с разных сторон, чтобы обойти весь город. Рамбам объясняет, что обряд, описанный в книге Нехемии, был совершен в память о том, как его когда-то делали по-настоящему, но не имел силы присоединить к Иерусалиму что-то новое. В Гемаре есть два танаических мнения: надо ли, чтобы было всё, перечисленное в Мишне (царь, пророки, урим и тумим, Санhедрин), или хотя бы что-нибудь из этого.

И дальше Гемара (Швуот 16а) говорит:

Аба Шауль говорил: два пруда были на горе Помазания: нижний и верхний. Нижний был освящен всем этим, а верхний не был освящен всем этим: его присоединили, когда вернулись из Вавилона, а у них не было ни царя, ни урим и тумим. Нижний пруд обладал полной святостью, и амей hаарец приходили туда есть кдошим калим, но не маасер шени. А хаверим ели там и кдошим калим и маасер шени. Верхний пруд не обладал полной святостью, и амей hаарец приходили туда есть кдошим калим, но не маасер шени. А хаверим не ели там ни кдошим калим, ни маасер шени.

[Прошу прощения у тех, кто не в теме, за изобилие терминов. Смысл в том, что нижний пруд относится к черте города времен Первого Храма, а верхний - нет]

А зачем же присоединили верхний пруд к городу? Потому что это было слабое место Иерусалима и оттуда удобно было его захватить.

Где же находились два пруда? Раши объясняет, что гора Помазания - это Масличная гора, но этого никак не может быть: на Масличной горе нет никаких прудов, и она никогда не находилась в черте древнего Иерусалима. Два пруда, очевидно, находятся на север от Храмовой горы, где при подходе к городу нет естественных преград, и есть военная необходимость построить стену.

Там, действительно, есть двойной водоем Вифезда или Bethesda (Βηθεσδά), упоминаемый в Иоанна 5:1-5. [Привет друзьям из NIH]. Говорится, что там было пять портиков. Вот так этот водоем выглядит на известном макете Иерусалима времен Второго Храма.

800px-Pool_of_Bethesda1

Два пруда находятся к северу от Храмовой горы (на плане справа под номером 35). В наше время это в Мусульманском квартале Старого города.

holyland

Евсевий в Ономастиконе так описывает Вифезду:

Вифезда (Βηθεσδά), купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один, наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нем жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв.

Археологи говорят, что нижний бассейн был построен еще в 8 в. до н. э. Говорят, что это, возможно, пруд, называемый верхним в Млахим 2:18:17 во времена Хизкияhу:

И послал из Лахиша царь Ашшурский Тартана, и Рав-Сариса, и Равшаку с большим войском к царю Хизкияhу в Иерусалим. И пошли они, и пришли к Иерусалим; и поднялись, и пришли, и стали у водовода верхнего водохранилища, что на дороге в поле стирающих.

А верхний бассейн построен в 3 в. до н. э.

Оба бассейна находились за пределами городской стены, но в пределах стены, построенной Иродом. При Ироде построили водопровод и новый бассейн, называемый Биркет Исраэль.

Таким образом, у хаверим была традиция, что нижний бассейн, хотя и находился за городской стеной, был включен в черту Иерусалима еще во времена Первого Храма. А простой народ не различал верхний и нижний бассейн: оба за до-иродовой стеной, оба внутри иродовой.

В Евангелии говорится, что у прудов всегда находилось много больных, которые ждали, что бассейне произойдет возмущение воды. Считалось, что кто первый войдет в воду при ее возмущении, исцелится. Традиция, что пруды обладают целительной силой, пережила еврейский Иерусалим. В Элии Капитолине на этом месте находилось святилище Асклепия.

Желаю всем гмар хатима това.


Tags: ТаНаХ, гемара, еврейская история
Subscribe

  • (no subject)

    Похоже, у дельфинов-то побольше эмпатии, чем у левых людей.

  • К вопросу о предшественниках Байдена

    Постепенно Полыхаев разохотился и стал все чаще и чаще пускать в ход свою универсальную резолюцию. Дошло до того, что он отвечал ею на выпады,…

  • (no subject)

    Хотел напомнить, что и "Свобода" и "Голос Америки" - это халява, даже если чужой дядя начал за нее платить 80 лет назад. Насколько я понял, бюджет…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments