Есть вопиющее различие между двумя историями: Сара у фараона и Сара у Авимелеха.
В первом случае мы не знаем, как фараон узнал о том, что Сара - жена Авраама. Авраам вообще не играет никакой активной роли в этой истории.
И призвал Паро Аврама и сказал: Что это сделал ты мне? Почему не поведал ты мне, что жена твоя она?
Почему ты сказал: Моя сестра она, — и я взял ее мне в жены! А теперь: вот жена твоя, бери и уходи.
Во втором же спасение Авимелеха обусловлено молитвами Авраама.
И сказал ему Бог во сне: И Я знаю, что по простоте сердца твоего, потому Я не дал тебе коснуться ее.
И ныне возврати жену мужа, ибо пророк он. И будет молиться он за тебя, и будешь жив. А если не возвратишь, знай, что умрешь, умрешь ты и все, что тебе (принадлежит).
<..>
И молился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и его жену и его рабынь, и разрешились они.
Дело, конечно, не в различии между фараоном и Авимелехом, а в том, что Авраам изменился за прошедшие двадцать четыре года. За спиной у 99-летнего Авраама - опыт молитвы за спасение праведников Сдома, повлекшей за собой чудесное спасение Лота и его дочерей он стихийного бедствия.
И поднялся Авраам рано утром на то место, где стоял пред Господом.
<..>
И было, когда истреблял Бог города равнины, вспомнил Бог об Аврааме и отослал Лота из среды низвержения.
Но мы нигде не видим, чтобы 75-летний Авраам считал, чтобы его молитва могла повлиять на судьбы мира.
Где мы впервые встречаемся с молитвой? Авраам строит жертвенники, благословляет Бога, клянется Богом, - но где же он молится?
Я не уверен, что этот диалог можно считать молитвой: Авраам не просит, а только спрашивает о Божественных планах и получает ответ:
И сказал Аврам: Господин мой. Господь! Что дашь мне, я ведь хожу бездетный, а управителем в доме моем Элиэзер из Дамесека
И сказал Аврам: Вот мне Ты не дал потомства, и вот мой домочадец наследует мне.
И вот слово Господа к нему: Не будет наследовать тебе этот, но тот, кто произойдет из твоих чресл, он тебе наследовать будет.
И дальше:
И сказал он: Господин мой, Господь! По чему мне знать, что буду владеть ею?
Он получает ответ:
И сказал Он Авраму: Знай же, знай, что пришельцем будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет.
Опять, просьбы Авраама относятся к тому, чтобы лучше понимать Божественные планы. Но нет никаких попыток на эти планы повлиять.
Если так, то первую настоящую молитву произносит не Авраам, а Агар. Саму молитву Тора не приводит, но приводит ответ на нее:
И сказал ей ангел Господень: Вот ты зачала и родишь сына. И нареки ему имя Ишмаэль, ибо услышал Господь твой вопль от гнета.
Не удивительно, что ребенка, родившегося от этой молитвы, Всевышний велит назвать Ишмаэль, то есть "Услышит Бог".