Есть бродячий сюжет о человеке, заснувшем и проснувшемся в другую эпоху: Эпименид, Рип ван Винкль...
В Талмуде этот сюжет относится к Хони hаМеагелю и тесно связан с изгнанием и возвращением из галута. У талмудической истории - два варианта, Иерусалимский и Вавилонский.
Вавилонский (Таанит 23а) выглядит так:
Сказал р. Йоханан: Все дни мучился этот праведник над стихом (Теhилим 126:1):
Когда возвратил Господь пленников Циона, были мы как во сне.
Он говорил: "Может ли человек заснуть и проспать семьдесят лет?!" Однажды он отправился в путь и увидел человека, сажавшего рожковое дерево. Спросил его: "Сколько лет нужно ждать плодов?" Ответил тот: "До семидесяти лет". Спросил он: "Тебе так ясно, что ты проживешь семьдесят лет?" Сказал он ему: "Я нашел этот мир с рожковыми деревьями, там, где посадили для меня отцы, посажу и я для своих сыновей". Сел Хони преломить хлеб, и напал на него сон. Земля скрыла его, и он проспал семьдесят лет. Когда он проснулся - увидел человека, собирающего плоды с рожкового дерева. Спросил он его: "Ты посадил это дерево?". Сказал тот: "Я сын его сына". Сказал он: "Значит, я проспал семьдесят лет". Посмотрел на своего осла - увидел большое потомство [Раши объясняет, что это была ослица, беременная детенышем мужского пола, вот они и расплодились за 70 лет]. Пошел в свой дом, спросил: "Жив ли сын Хони hаМеагеля?" Сказали ему: "Есть его внук". Сказал он им: "Я Хони хаМеагель". Они ему не поверили. Пошел он в Бейт Мидраш. Сказали ему мудрецы: "Ты нам все разъяснил, как, бывало, Хони hаМеагель не оставлял ни одной трудности неразъясненной". Сказал он: "Я он и есть". Не поверили ему и не воздали ему должных почестей. Ослабел он, попросил о милости и умер. Сказал Рава: "Это - как говорят люди: О хеврута о метута - или друзья или смерть".
В Иерусалимском Талмуде (Таанит 3) рассказывается, что Хони hаМеагель-дед жил незадолго до разрушения Первого Храма.
Пошел он на гору посмотреть, как работают его батраки. Когда он пришел туда, начался дождь, и он спрятался в пещере. Задремал он и проспал cемьдесят лет. За это время был разрушен Первый Храм, евреи ушли в плен, вернулись и построили Второй Храм. Проснулся он через семьдесят лет, вышел из пещеры и обнаружил, что мир изменился: где росли виноградники - теперь оливы, где оливы - теперь пшеница. Пошел он в город, спросил: "Что произошло в мире?" Ответили ему: "А ты сам не знаешь, что случилось в мире?" Сказал он: "Нет". Спросили его: "А кто ты такой?". - "Я Хони hаМеагель". Сказало они: "Мы слышали, что был такой... Когда он заходил в Храм, всё освещалось светом" Пошел он в Храм, и все осветилось. Сказал он про это:
Когда возвратил Господь пленников Циона, были мы как во сне.
Иерусалимская история прямо говорит разрушении и восстановлении Храма, Вавилонская - упоминает: стихом, 70-ю годами; созвучием названия рожкового дерева - харув - с разрушением - хурбан.
Коран (2:259) рассказывает историю о человеке, умершем и воскресшем через 100 лет:
Или о том, кто проходил мимо селения, разрушенного до основания? Он сказал: «Как Аллаh воскресит это после того, как все это умерло?» Аллаh умертвил его на сто лет, а затем оживил и сказал: «Сколько ты пробыл здесь?» Он сказал: «Я пробыл день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет. Посмотри на свою еду и воду: они даже не изменились. И посмотри на своего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для людей. Посмотри же, как Мы соберем кости, а затем покроем их мясом». Когда это было показано ему, он сказал: «Я знаю, что Аллаh способен на всякую вещь».
Хотя, как я говорил, сюжет бродячий, данная история всё же очень похожа именно на талмудическую: разрушенное селение; неверие в способность Всевышнего его восстановить; осел... Может быть, еще немного на засохшие кости из Ехезкеля 37. В придачу, устная мусульманская традиция относит эту историю к Эзре, и таким образом тем более связывает ее с возвращением из Вавилонского плена.
В этой истории Эзра не упомянут в явном виде, но в другом месте Коран (9:30) называет его по имени.
И сказали иудеи: «Узайр – сын Аллаха». И сказали христиане: «Мессия – сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!
(Про это я задавал вопрос несколько дней назад и обещал рассказать ответ тем, кто не знал. Многие знали и сразу ответили. Вот, выполняю обещание).
Это высказывание странное. Разве евреи когда-нибудь называли Эзру сыном Бога? Если понимать его метафорически, то оно очень интересно и глубоко: иудаизм после Эзры коренным образом отличается от того, что было до Эзры. Новая письменность, идея "ограды для Торы" и многое, многое другое в иудаизме берет начало именно от Эзры. Талмуд (Санhедрин 21b) говорит:
Достоин был Эзра, чтобы Тора была дана через него, если бы не опередил его Моше. Про Моше сказано (Шмот 19:3): "И Моше поднялся к Богу", и про Эзру (Эзра 7:6) - "Это Эзра, который поднялся из Бавеля". Как у Моше подъем - это Тора, так у Эзры подъем - это Тора.
То есть, если обвинять евреев в том, что они на место Всевышнего поставили своих мудрецов - конечно, Эзра - самый подходящий кандидат.
Но можно ли понимать метафорически? Рамбам в ответе р. Овадии-геру, среди прочего, пишет:
Несмотря на то, что они [Ишмаэлиты] говорят о нас неправду и клевещут, будто мы считаем, что у Бога есть сын, - мы не станем лгать о них и говорить, что они идолопоклонники. <..> Их ошибка и глупость - в других вещах, которые невозможно написать из-за негодяев и доносчиков в Израиле.
Мусульманские комментаторы с давних пор пытались разрешить противоречие: евреи нигде и никогда не называли Эзру сыном Бога. Но пытались объяснить его не метафорой, а тем, что, дескать, были какие-то такие еврейские секты. И это, конечно, снижает пафос обвинения. Тем более, что и о таких сектах никаких исторических свидетельств нет.