hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Эзра

Есть бродячий сюжет о человеке, заснувшем и проснувшемся в другую эпоху: Эпименид, Рип ван Винкль...

В Талмуде этот сюжет относится к Хони hаМеагелю и тесно связан с изгнанием и возвращением из галута. У талмудической истории - два варианта, Иерусалимский и Вавилонский.



Вавилонский (Таанит 23а) выглядит так:

Сказал р. Йоханан: Все дни мучился этот праведник над стихом (Теhилим 126:1):

Когда возвратил Господь пленников Циона, были мы как во сне.

Он говорил: "Может ли человек заснуть и проспать семьдесят лет?!" Однажды он отправился в путь и увидел человека, сажавшего рожковое дерево. Спросил его: "Сколько лет нужно ждать плодов?" Ответил тот: "До семидесяти лет". Спросил он: "Тебе так ясно, что ты проживешь семьдесят лет?" Сказал он ему: "Я нашел этот мир с рожковыми деревьями, там, где посадили для меня отцы, посажу и я для своих сыновей". Сел Хони преломить хлеб, и напал на него сон. Земля скрыла его, и он проспал семьдесят лет. Когда он проснулся - увидел человека, собирающего плоды с рожкового дерева. Спросил он его: "Ты посадил это дерево?". Сказал тот: "Я сын его сына". Сказал он: "Значит, я проспал семьдесят лет". Посмотрел на своего осла - увидел большое потомство [Раши объясняет, что это была ослица, беременная детенышем мужского пола, вот они и расплодились за 70 лет]. Пошел в свой дом, спросил: "Жив ли сын Хони hаМеагеля?" Сказали ему: "Есть его внук". Сказал он им: "Я Хони хаМеагель". Они ему не поверили. Пошел он в Бейт Мидраш. Сказали ему мудрецы: "Ты нам все разъяснил, как, бывало, Хони hаМеагель не оставлял ни одной трудности неразъясненной". Сказал он: "Я он и есть". Не поверили ему и не воздали ему должных почестей. Ослабел он, попросил о милости и умер. Сказал Рава: "Это - как говорят люди: О хеврута о метута - или друзья или смерть".

В Иерусалимском Талмуде (Таанит 3) рассказывается, что Хони hаМеагель-дед жил незадолго до разрушения Первого Храма.

Пошел он на гору посмотреть, как работают его батраки. Когда он пришел туда, начался дождь, и он спрятался в пещере. Задремал он и проспал cемьдесят лет. За это время был разрушен Первый Храм, евреи ушли в плен, вернулись и построили Второй Храм. Проснулся он через семьдесят лет, вышел из пещеры и обнаружил, что мир изменился: где росли виноградники - теперь оливы, где оливы - теперь пшеница. Пошел он в город, спросил: "Что произошло в мире?" Ответили ему: "А ты сам не знаешь, что случилось в мире?" Сказал он: "Нет". Спросили его: "А кто ты такой?". - "Я Хони hаМеагель". Сказало они: "Мы слышали, что был такой... Когда он заходил в Храм, всё освещалось светом" Пошел он в Храм, и все осветилось. Сказал он про это:

Когда возвратил Господь пленников Циона, были мы как во сне.

Иерусалимская история прямо говорит разрушении и восстановлении Храма, Вавилонская - упоминает: стихом, 70-ю годами; созвучием названия рожкового дерева - харув - с разрушением - хурбан.

Коран (2:259) рассказывает историю о человеке, умершем и воскресшем через 100 лет:

Или о том, кто проходил мимо селения, разрушенного до основания? Он сказал: «Как Аллаh воскресит это после того, как все это умерло?» Аллаh умертвил его на сто лет, а затем оживил и сказал: «Сколько ты пробыл здесь?» Он сказал: «Я пробыл день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет. Посмотри на свою еду и воду: они даже не изменились. И посмотри на своего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для людей. Посмотри же, как Мы соберем кости, а затем покроем их мясом». Когда это было показано ему, он сказал: «Я знаю, что Аллаh способен на всякую вещь».

Хотя, как я говорил, сюжет бродячий, данная история всё же очень похожа именно на талмудическую: разрушенное селение; неверие в способность Всевышнего его восстановить; осел... Может быть, еще немного на засохшие кости из Ехезкеля 37. В придачу, устная мусульманская традиция относит эту историю к Эзре, и таким образом тем более связывает ее с возвращением из Вавилонского плена.

В этой истории Эзра не упомянут в явном виде, но в другом месте Коран (9:30) называет его по имени.

И сказали иудеи: «Узайр – сын Аллаха». И сказали христиане: «Мессия – сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!

(Про это я задавал вопрос несколько дней назад и обещал рассказать ответ тем, кто не знал. Многие знали и сразу ответили. Вот, выполняю обещание).

Это высказывание странное. Разве евреи когда-нибудь называли Эзру сыном Бога? Если понимать его метафорически, то оно очень интересно и глубоко: иудаизм после Эзры коренным образом отличается от того, что было до Эзры. Новая письменность, идея "ограды для Торы" и многое, многое другое в иудаизме берет начало именно от Эзры. Талмуд (Санhедрин 21b) говорит:

Достоин был Эзра, чтобы Тора была дана через него, если бы не опередил его Моше. Про Моше сказано (Шмот 19:3): "И Моше поднялся к Богу", и про Эзру (Эзра 7:6) - "Это Эзра, который поднялся из Бавеля". Как у Моше подъем - это Тора, так у Эзры подъем - это Тора.

То есть, если обвинять евреев в том, что они на место Всевышнего поставили своих мудрецов - конечно, Эзра - самый подходящий кандидат.

Но можно ли понимать метафорически? Рамбам в ответе р. Овадии-геру, среди прочего, пишет:

Несмотря на то, что они [Ишмаэлиты] говорят о нас неправду и клевещут, будто мы считаем, что у Бога есть сын, - мы не станем лгать о них и говорить, что они идолопоклонники. <..> Их ошибка и глупость - в других вещах, которые невозможно написать из-за негодяев и доносчиков в Израиле.

Мусульманские комментаторы с давних пор пытались разрешить противоречие: евреи нигде и никогда не называли Эзру сыном Бога. Но пытались объяснить его не метафорой, а тем, что, дескать, были какие-то такие еврейские секты. И это, конечно, снижает пафос обвинения. Тем более, что и о таких сектах никаких исторических свидетельств нет.

Tags: еврейская история, ислам, история, ответики
Subscribe

  • (no subject)

    А вот скажите. Слово " афикоман" - это греческое ἐπὶκῶμον или ἐπικώμιον -…

  • (no subject)

    Ответ на вопрос из предыдущего поста. - Как это удивительно делают мыло, - сказал он, оглядывая и развертывая душистый кусок мыла, который для…

  • (no subject)

    СЯУ, что со времен Столетней войны английские короли включали в свои титулы титул "король Франции" и продолжали его включать до Амьенского мира с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments