Коран (7:167) рассказывает о евреях, которые были наказаны за то, что ловили рыбу в Шаббат. Приведем айят и тафсир:
Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться.
Спроси сынов Исраила о селении, которое располагалось на берегу моря. Его жители преступили границы дозволенного и заслужили наказание Аллаха. Он приказал им почитать субботу и запретил охотиться в этот день, но подверг их искушению и соблазну: по субботам рыба плавала на поверхности воды в большом количестве и не попадалась в сети в остальные дни недели. Аллах подверг их такому искушению, потому что они были нечестивцами. Но если бы они не ослушались предписаний религии, то Он одарил бы их благоденствием и не подвергал бы их испытаниям и несчастьям. Жители того селения закидывали невод и расставляли рыбацкие сети до наступления субботы, и рыба попадалась в их сети. Они не вынимали их в субботу и дожидались воскресенья, чтобы достать из воды пойманную рыбу. Этот поступок широко распространился среди жителей селения, и они разделились на три группы.
Можно ли закидывать сети до Шаббата, чтобы рыба попадалась в Шаббат, и вытаскивать сети после Шаббата? Это спор между школой Шамая и Гиллеля (см. Мишна Шаббат 1:6):
Школа Шамая говорит: не расставляют сети для зверей, птиц и рыб, кромекак в случае, если оно попадутся еще днем [до начала Шаббата]. А школа Гиллеля разрешает.
Гемара объясняет, что школа Шамая придерживается принципа швитат келим: они не разрешают, чтобы человек оставлял какие-то вещи, чтобы запрещенное в Шаббат действие делалось само собой. Например, замачивал шерсть в краске. Если бы hалаха была по школе Шамая, сегодня мы не могли бы пользоваться в Шаббат таймерами, да и вообще электричеством.
Но что-то странное происходит: получается, что Коран, по крайней мере тафсир, осуждает евреев за то, что они соблюдают Шаббат недостаточно строго: по школе Гиллеля.
Неужели они сами выдумали такую претензию? А у кого они могли ее взять? К моменту появления Корана школы Шамая давно уже не было. Может быть, у каких-нибудь групп, борющихся за буквальное понимание письменной Торы? Но караимов - еще не было. Саддукеев - уже давно не было.
Пишут о значительных самаритянских влияниях на ислам. Отсюда нападки на Эзру, отсюда обвинения в искажении текста Торы. Отсюда могло бы быть и обвинение в том, что евреи используют всякие еврейские штучки, чтобы обойти закон Шаббата. Или это более позднее влияние ранних караимов?